02.07.2012 | Наука

На Cолнце обнаружены гигантские магнитные торнадо

Ученые из университета Шеффилда (University of Sheffield) и ряда других университетов Еропы обнаружили на Солнце огромные магнитные вихри, пишут "Вести".

Вращающиеся потоки, сходные с земными торнадо, замечали и раньше, но новая находка принципиально отличается от всех предыдущих. Вихри переносят энергию из конвективной зоны под поверхностью звезды во внешнюю атмосферу. Учёные предполагают, что единовременно на Солнце могут действовать до 11 тысяч таких торнадо.

Солнечные торнадо окружены магнитным "скелетом" и состоят из плазмы. Температура этих образований может достигать нескольких миллионов градусов, а диаметр 1600 километров. То есть каждый торнадо, по сути, охватывает государство размером с Великобританию.

"Современная астрофизика до сих пор не в состоянии ответить на вопрос, почему атмосфера звёзд гораздо более горячая, нежели их поверхность", — говорит Роберт фон Фаи-Зибенбюргер (Róbert von Fáy-Siebenbürgen), глава Исследовательского центра солнечной физики и космической плазмы (SP2RC) университета Шеффилда. "Понятно, что энергия исходит из-под поверхности, но как этот невероятный объём тепла поднимается вверх, оставалось загадкой. Мы считаем, что нашли объяснение. Эти солнечные торнадо являются каналами, переносящими энергию в виде электромагнитных волн для нагрева плазмы" – добавляет учёный.

Исследователи наблюдали за вихрями в атмосфере Солнца с помощью наземных и орбитальных телескопов. После этого они создавали трёхмерную модель, позволяющую отследить развитие торнадо.

Астрофизики полагают, что им удастся воспроизвести похожий процесс на Земле (естественно, в меньшем объёме). В этом случае они смогут разработать технологию получения экологически чистой энергии путём возбуждения плазмы.

Подробно о работе учёных рассказывает специальный сайт Solar Tornado и статья, вышедшая на днях в журнале Nature.

Источник — "Вести.Ru"