25.06.2012 | Наука

Пыльца поможет собрать ДНК преступников

Cпециалисты по наноматериалам из университета Брюнеля (Brunel University) использовали нестандартный материал для установления личности человека, пользовавшегося оружием.

Пол Сермон (Paul Sermon) и его коллеги покрыли поверхность патронов из латуни очень липкой пыльцой лилий. Но прежде чем рассказывать, как растения помогут вычислить стрелявшего, объясним, почему учёные не один год не могли найти решение проблемы.

Дело в том, что на отработавших своё патронах (в данном случае гильзах) ДНК найти практически невозможно, даже если человек заряжал оружие голыми руками. Ионы меди и цинка из латунного сплава реагируют с потом и разрушают генетические цепочки, принадлежащие преступнику.

Поначалу команда Сермона решила создать биохимическое вещество, которое бы покрывало руки человека, когда он вставляет патроны. Такой подход позволил бы полицейским проверять руки подозреваемых на наличие соответствующих следов.

Затем учёные опробовали метод изменения поверхности патронов, который делал её более шершавой. Неровная поверхность собирает больше клеток кожи человека, которые можно обнаружить на гильзах, оставшихся на месте преступления.

"А потом мы решили объединить два этих метода, чтобы криминалисты получали наиболее убедительные доказательства", — рассказывает Сермон.

При этом учёным нужно было сделать такое покрытие, которые было бы совместимо с веществами поверхности патронов и не портилось при разогреве во время выстрела. Учёные потратили несколько лет на эксперименты и, наконец, получили многообещающее вещество и способ его нанесения.

Сначала химики делают поверхность патрона шершавой, для этого они опускают её в раствор оксида алюминия и мочевины, затем высушивают. На полученной "тёрке" клетки кожи задерживаются легче, их остаётся больше. В своей статье, вышедшей в журнале Forensic Science International, британские учёные пишут, что в испытаниях, проведённых на шероховатых патронах, им удалось обнаружить на 53% больше подходящих нитей ДНК, чем на патронах с обычной поверхностью.

На втором этапе обработки учёные покрывают низ гильзы зёрнышками пыльцы. В ход пошла очень липкая пыльца лилии длинноцветковой (Lilium longiflorum), которую исследователи "окунули" в диоксид титана и жидкую пластмассу.

Конечно, все эти вещества встречаются "в природе", отмечают разработчики, однако вместе они образуют уникальный маркер, который выдаст преступника.

"Это замечательное решение, — считает Майк Свини (Mike Sweeney) из оружейной компании BAE Systems, поставляющей боеприпасы Британской армии. — Мы будем с интересом следить за развитием разработки".

Источник — "Вести.Ru"