14.06.2012 | Медицина

Десятилетней девочке пересадили выращенную из ее стволовых клеток вену

Шведские врачи под руководством профессора Сухитры Сумитран-Хольгешон из университета Готенбурга впервые в мире провели операцию по пересадке вены, выращенной из стволовых клеток пациента.

Об этом сообщает San Francisco Chronicle. Результаты работы группы исследователей опубликованы в журнале Lancet.

Пациентка — десятилетняя девочка из Швеции — страдала внепеченочной обструкцией портальной вены. Это тяжелое заболевание, которое вызывает внутренние кровотечения и может привести к летальному исходу. Стандартное в таких случаях лечение заключается в пересадке участка вены, взятого из ноги пациента; донорской вены или печени.

Участок подвздошной вены длиной около 9 сантиметров был получен от умершего донора. Ученые очистили кровеносный сосуд от донорских клеток, оставив лишь белковый каркас в форме трубки. Чтобы вырастить гладкую мускулатуру и эндотелий вены, исследователи поместили стволовые клетки девочки внутрь этого каркаса. Спустя две недели была проведена операция по пересадке.

Поскольку орган был выращен из клеток девочки, после трансплантации она не принимала подавляющие иммунитет лекарства. Несмотря на это, врачи не обнаружили в ее крови антитела к трансплантату. За год, прошедший с момента операции, ребенок набрал пять килограммов и вырос на шесть сантиметров, у него улучшилась артикуляция и концентрация внимания во время школьных занятий. Мама пациентки также отметила, что теперь ее дочь может пройти достаточно длинную дистанцию (2-3 километра) и занимается гимнастикой.

"Будущее за искусственным выращиванием тканей. В ближайшие годы мы научимся "конструировать" различные органы для пациентов", - считает Сумитран-Хольгешон. По мнению авторов исследования, подобные операции в скором времени можно будет внедрить в клиническую практику. Стоимость пересадки органа, выращенного из стволовых клеток пациента, будет варьировать от шести до десяти тысяч долларов.

Четыре года назад 30-летней женщине пересадили трахею, выращенную из ее стволовых клеток. Врачи в своем эксперименте использовали ту же методику, что и группа Сумитран-Хольгешон — из оставшегося от донорского органа каркаса и стволовых клеток пациента вырастили новую трахею. Операция также прошла успешно.