31.05.2012 | Медицина

Разработан анализ крови для определения мутаций раковых клеток

Ученые создали методику, при помощи которой по анализу крови можно выявлять различные мутации раковых клеток и отслеживать ход развития заболевания, передает Лента.ру.

Результаты работы группы ученых под руководством Нитцана Розенфельда (Nitzan Rosenfeld) из Кембриджского университета (University of Cambridge) в Великобритании опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

Плазма крови больным раком пациентов содержит части внеклеточной опухолевой ДНК. Методика Розенфельда и его коллег основана на секвенировании циркулирующей ДНК. После секвенирования можно определить, какой тип мутации присутствует в раковых клетках. Чувствительность и специфичность метода — более 97 процентов.

Для быстрого определения типа мутации группа Розенфельда изучила 5995 геномных баз, из которых были выделены как распространенные, так и редкие мутации в шести связанных с раком генах. В результате врачи создали базу данных, которая содержит информацию о 20 тысячах отклонений в геноме.

Для испытаний своей методики ученые взяли образцы плазмы крови 46 женщин, страдающих раком яичников. Образцы были взяты у пациенток до, во время и после химиотерапии. У одной из пациенток при помощи новой методики удалось определить мутацию гена EGFR, которую невозможно выявить при биопсии яичников.

В течение 16 месяцев ученые отслеживали, каким образом опухоль одной из пациенток отвечает на различные виды лечения. В ходе мониторинга они обнаружили 10 мутаций метастатического рака груди.

"Этот тип анализа крови может произвести революцию в диагностике и лечении рака. Его преимущество заключаетсяч в том, что для определения мутаций раковых клеток не требуется операция или биопсия, что делает его безопаснее и дешевле", - отметил Розенфельд в интервью Daily Mail.

"Наша методика позволяет следить за развитием заболевания в реальном времени, помогая корректировать лечение", - цитирует издание одного из соавторов исследования доктора Джеймса Брентона (James Brenton).