Регби
Регби

28.04.2012 | Скандал

Одесса: кредит для инвестора

Пока партия власти планирует сконцентрировать свои усилия на электорально-базовых регионах и запустить для них программу поддержки, одесские власти закладывают очередную мину под имидж «бело-голубых».

Речь идет о многомиллионном кредите для аэропорта – под гарантии городского совета. Эта новость уже «взорвала» массмедийное пространство. И может стать долгоиграющей пластинкой вплоть до парламентских выборов.

Дело в том, что аэропорт еще летом прошлого года передали инвестору – под обязательство вложить деньги в строительство и реконструкцию аэровокзального и аэродромного комплексов. Но, как оказалось, частная компания не намерена раскошеливаться на взлетно-посадочную полосу, оставшуюся в собственности громады. И вынуждает власть решить эту проблему за счет банковского кредита. А именно — занять 116 млн. долл. на 14 лет под 11% годовых.

Это кабала на многие годы. Да и в голове такой пассаж никак не укладывается – после ранее проявленного интереса к Одесскому аэропорту со стороны солидных инвесторов, которые готовы были вложить (правда, еще до кризиса) 250 млн. долл. Потом тендер выиграла российская компания, оказавшаяся неплатежеспособной, и его результаты были аннулированы.

В конечном итоге аэропорт достался оффшорной фирме, за которой якобы стоят местные олигархи. И они, как теперь (спустя год) выясняется, готовы потратить лишь треть обещанных денег — то ли 45, то ли 67 млн. долл. на строительство нового пассажирского терминала. Как это ни странно, но в договоре, заключенном между горсоветом и инвестором — ООО «Одесса аэропорт девелопмент», размер инвестиций четко не прописан. Суммы указаны приблизительно. На реконструкцию взлетно-посадочной полосы, из-за которой все проблемы, инвестор обещал привлечь то ли 90, то ли 120 млн. долл.

Между тем город свои обещания выполнил. На базе аэропорта создано ООО «Международный аэропорт «Одесса». Инвестору принадлежит 75% уставного капитала. Хотя неизвестно, внес ли он обещанные 355 млн. грн. (44,4 млн. долл.). Горсовет получил 25%, которые в будущем запросто могут быть размыты, хотя внес весь имущественный комплекс действующего аэровокзала, оцененный в 118,3 млн. грн. (14,8 млн. долл.).

Фактически контроль над аэропортом перешел в руки инвестора. Формально в подчинении города осталось коммунальное предприятие «Международный аэропорт «Одесса». КП не может быть ликвидировано, поскольку на его балансе находится имущество аэродромного комплекса, приватизации не подлежащее. Но там новый директор, подконтрольный инвестору.

Вот на это казенное предприятие и собираются навесить неподъемный для него долларовый кредит. За КП, насколько известно, планируют оставить лишь три статьи доходов: сборы за взлет и посадку, сверхнормативную стоянку судов и авиационную безопасность. Как уверяют специалисты, это мизер. Поэтому горсовет будет вынужден предоставить кредитору имущественные гарантии. Аэродромный комплекс, оцененный в 43 млн. грн., не может служить залогом. А остальное имущество аэропорта теперь — собственность ООО «Международный аэропорт «Одесса».

Попытка протащить через сессию горсовета, которая прошла 19 апреля, решение о кредите провалилась. В результате шума, поднятого средствами массовой информации, вопрос был снят с повестки дня. Но это вовсе не значит, что инициаторы отказались от затеи. Хотя непонятно, как такой проект решения мог появиться вообще. В договоре о корпоративных принципах управления «Международным аэропортом «Одесса», заключенном между горсоветом и ООО «Одесса аэропорт девелопмент», черным по белому написано: пока инвестор не привлечет средства на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, он не имеет права приступать к строительству пассажирского терминала. А если источники финансирования не будут найдены, то горсовет вправе забрать свое имущество и выйти из состава ООО.

На поиск средств инвестору дали 12 месяцев. Прошло десять. Вместо того чтобы спросить, где деньги, город решил эти деньги занять. С какого перепугу, спрашивается?

Сторонники мэра не раз намекали, что нынешняя местная власть тут вообще ни при чем, что давит Киев, что ниточки, за которые ее дергают, тянутся на самый верх, в Администрацию Президента. От этого, мол, и такие поблажки инвестору. В это легко поверить, и не потому, что об этом пишут СМИ. Однако это вовсе не снимает с мэра ответственности за ситуацию вокруг аэропорта. Алексей Костусев почти год назад на сессии горсовета лез из кожи, чтобы утвердить договор с инвестором. Это было самое скандальное заседание за все время правления мэра. А сегодня он словно воды в рот набрал. Надо быть сумасшедшим, чтобы беспрерывно твердить о долгах города, камнем висящих на шее из-за прежних кредитов, и позволять вносить в повестку дня сессии очередной заем, похлеще предыдущих. Но факт остается фактом.

Что касается таинственных инвесторов, то они действительно появились еще в период правления Эдуарда Гурвица — после того как компания, выигравшая тендер на реконструкцию аэропорта, не смогла подтвердить свою платежеспособность. Фамилии были многократно озвучены в СМИ. Но никогда — официально. Речь идет об одесских бизнесменах Борисе Кауфмане и Александре Грановском, давно интересующихся аэропортом. Еще в период правления Руслана Боделана они имели на территории предприятия свой бизнес и неплохо зарабатывали на казенном имуществе, пока контрольно-ревизионное управление не вскрыло нарушения.

Но являются ли эти предприниматели нынешними хозяевами аэропорта — вопрос. Реальный инвестор (без чужих теней за спиной) не будет прятаться за оффшорной вывеской. Да и трудно поверить, что в нынешних реалиях двум местным олигархам позволили бы заполучить прибыльный Одесский аэропорт — да еще на таких условиях…

Нина Перстнева.

«Зеркало недели».

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат