Дякую
Дякую

05.04.2012 | Город

Одесские кинематографисты о проекте памятника Высоцкому: «Отменить, пока не поздно»

Правление Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины выступило резко против принятого проекта памятника прославленному актеру, поэту и певцу Владимиру Высоцкому.

Речь об этом идет в открытом письме кинематографистов, опубликованном газетой «Юг». Напомним: памятник В. Высоцкому в Одессе планируют открыть ко Дню города (отмечается 2 сентября). Место для установки, согласно решению сессии горсовета, выделено на Французском бульваре, рядом с Одесской киностудией. А то, каким он будет, определялось в ходе конкурса, на который было подано 17 проектов. Лучшей жюри признало работу одесского скульптора, Заслуженного деятеля искусств Украины Александра Князика и архитекторов Владимира Глазырина и Александра Чернова. Этот проект, между тем, вызвал весьма бурную (зачастую — негативную) реакцию одесситов, прежде всего, в Интернет-сообществе.

Одесский же мэр Алексей Костусев назвал разговоры о том, что победивший проект памятника не нравится большинству одесситов, «спекуляцией на эту тему», передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса». Самому городскому голове, по его словам, больше всего понравился занявший второе место проект, в котором актер и поэт изображен в виде полукентавра – полупегаса (скульптор — Павел Шестопалов, архитекторы — Василий и Павел Мироненко). При этом он заявил, что признанный лучшим вариант «не считает уродством». «Посмотрите: здесь есть все — порванный парус, просматривается гитара», — заявил А. Костусев, усмотревший в предложенном варианте отражение натуры поэта-бунтаря.

Кардинально противоположной точки зрения придерживаются кинематографисты, раскритиковавшие победивший проект. «По нашему глубокому убеждению, добрая и благородная идея увековечить память о Владимире Семеновиче Высоцком именно на Одесской киностудии, с которой связаны лучшие дни его жизни и лучшие, любимые зрителями его экранные работы — идея сколь прекрасная, столь и ответственная. В том числе и для меценатов. К великому сожалению, на практике меценацтво со временем превратилось в предвыборные акции отдельных политиков», — заявляют кинематографисты. Напомним: инициатором проведения конкурса стал лидер партии «Родина» и глава одноименной фракции в Одесском горсовете Игорь Марков.

По словам авторов письма, представители их творческого Союза не были приглашены к участию в жюри — их мнение было выслушано лишь как консультационное. Свои же впечатления от увиденных проектов излагают следующим образом:

«В день заседания жюри нашу комиссию пригласили в городское управление архитектуры и градостроительства, где были выставлены эскизные проекты. Консультативная комиссия внимательно осмотрела все предложенные варианты, числом семнадцать.

Не просто выбирать из такого количества авторских задумок. Подошли системно: сначала отвергли явно абсурдные, вроде толстого коня с головой Высоцкого (именуемой «Кентавр»), или понурого толстого питекантропа с гитарой, взбирающегося вверх по наклонной плоскости (канату), или наклонившегося, якобы идущего против ветра человека, напоминающего пьяницу перед падением в лужу.

Отвергли также все фигуры с гитарами — банальнейшее сведение образа Высоцкого к гитаристу, уже использованное во многих памятниках и у нас, и за рубежом. Отвергли и памятники вычурные, суетно-многословные, вроде высокой беседки, колонны которой увиты плющом и множеством розочек, где внутри уютно устроился Высоцкий, или парящий, как распятый, Высоцкий на фоне каких-то палок и рваных тряпок. Как выяснилось потом, эта иллюстрация к песне Высоцкого «Порвали парус» и была выбрана членами жюри, которое заседало без нас — нам просто предложили записать свое мнение и удалиться.

Кинематографисты же выбрали, на их взгляд, единственный проект, который при некой доработке мог бы достойно увековечить память Высоцкого возле киностудии. Это две вертикальные светлые стелы, установленные под углом, и между ними стоит в благородно-реалистичном исполнении, в простецких джинсах и рубашке, Владимир Высоцкий. А тень от этой фигуры падает на белую плоскость в виде всем знакомого силуэта Жеглова из «Места встречи изменить нельзя». Вторая же стела покрыта надписями, названиями фильмов, в которых снимался Высоцкий.

Покорило столь необычное в архитектуре памятников решение, когда с помощью тени создается вторая ипостась человека (тень эта, конечно, навсегда изображена на стеле, а не является реальной тенью, зависящей от погоды).

Здесь Высоцкий — кинематографист, поэтому стоит у киностудии. Не все граждане Одессы помнят весь песенный репертуар Высоцкого, но фильм «Место встречи изменить нельзя» помнят все, он постоянно повторяется на всех каналах телевидения. И главное — здесь Высоцкий не мученик, не жертва, как его пытаются в последнее время представить. За свою недолгую жизнь он успел сняться почти в двух десятках фильмов, был востребованным и успешным театральным актером, массовыми тиражами выходили пластинки с его песнями, он выступал с авторскими концертами, был всенародным любимцем — какая же это несчастная жертва? Короче, из всех семнадцати проектов кинематографисты отобрали проект с тенью как единственно достойный.

А жюри выбрало… рваные паруса! Может быть, такой выбор произошел благодаря тому, что один из авторов проекта бывший главный архитектор города Владимир Глазырин? Кроме всего прочего, эти рваные куски якобы паруса станут легкой добычей варваров — мы хорошо знаем, что сделали с памятником Вере Холодной, с которого безвозвратно исчезли детали, отлитые в бронзе.

Вместе с сотнями одесситов, высказавшими в Интернете свое негативное отношение к «рваному парусу», и мы, кинематографисты, выражаем протест против создания такого памятника и установки его возле студии, где творил Владимир Высоцкий, где его не распинали на мачте, где ему не рвали его творческие паруса!».

В своем письме кинематографисты призывают, «пока не поздно»: «отменить решение конкурсной комиссии об итогах конкурса; продлить сроки конкурса и дать возможность представления на него новых проектов: ввести в состав оргкомитета и жюри профессиональных кинематографистов: добиться того, чтобы память о Владимире Высоцком была увековечена достойно этого замечательного поэта, артиста и человека».

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат