24.01.2012 | Культура

В память о звезде ушедшей эпохи: в Одессе отмечают 70-летие Валерия Ободзинского

Сегодня в Одессе на улице Дворянской, 33, поклонники таланта некогда популярнейшего певца Валерия Ободзинского отмечают 70-летие певца, настоящей эстрадной звезды 1970-х годов.

Об этом сообщило муниципальное управление информации. Напомним: в этом доме, в квартире № 6 на третьем этаже, В. Ободзинский жил в молодости. В память о замечательном исполнителе в 2009 году здесь была открыта мемориальная доска. Между тем, вспоминают о кумире ушедшей эпохи не только в Одессе.

Жизнь без компромисса

История замечательного эстрадного певца Валерия Ободзинского - настоящий сюжет для мелодрамы: прекрасный от природы голос, быстрый взлет, огромная популярность и стремительное забвение на долгие годы. И под занавес истории - смерть в 55 лет, в тот момент, когда была возможность начать все сначала. В течение пяти лет певец работал солистом Донецкой областной филармонии, где его до сих пор помнят. А 24 января этого года ему бы исполнилось не так уж много - всего 70 лет.

В отделе кадров областной филармонии сохранилась запись о том, что 5 июля 1967 года Валерий Владимирович Ободзинский поступил на работу в эстрадную группу солистом-вокалистом и ушел по собственному желанию 27 апреля 1972-го. "В то время Донецкая филармония была одной из крупнейших филармоний в СССР. Мы организовывали по шесть-семь тысяч концертов в год. Я тогда работал начальником планово-финансового отдела и хорошо знал Валерия Ободзинского. Это очень дорогой для меня человек - великолепный певец, открытый, общительный.

По распоряжению первого секретаря обкома В. И. Дегтярева в Донецке коллективу Ободзинского выделили квартиру, чтобы артисты могли там останавливаться в перерывах между гастролями. С Валерием Владимировичем мы работали не только в Донецке, я с ним контачил и в Москве, организовывал его концерты во Дворце спорта "Дружба" после тяжелого для певца периода. Потом он снова исчез из моего поля зрения. Валерий Ободзинский - человек высокой пробы. Я подписал распоряжение установить мемориальную доску на здании филармонии в память об этом талантливом артисте", - рассказывает генеральный директор областной филармонии, заслуженный работник культуры Украины Валерий Гуль.

Артистический дебют

Валерий Ободзинский родился в Одессе, жил в коммунальной квартире. Родители ушли на фронт. Воспитанием занималась бабушка Домна Кузьминична, имевшая на тот момент еще сына Леонида, который был старше Валерия на два года. По воспоминаниям родных, во время немецкой оккупации случился инцидент, который мог закончиться смертельным исходом для детей. Разъяренный кражей колбасы старшим ребенком, немецкий офицер грозился застрелить обоих, и только вмешательство Домны Кузьминичны предотвратило расправу. После школы Ободзинский сменил несколько профессий: работал кочегаром, натягивал пружины на матрасах, непродолжительное время проработал в артели, делая замки для мебели.

Его артистический дебют состоялся на теплоходе "Адмирал Нахимов" в качестве массовика. Затем Валерий поступил солистом в Костромскую филармонию. После этого местом его работы стала Томская филармония, с концертами от которой он объездил всю Сибирь, а потом - и всю Россию. Его карьера стремительно развивалась.

В 1966-67 годах Ободзинский работал в оркестре Олега Лундстрема. За три года он вполне сформировался как певец, и с 1967-го начал сольную карьеру. Валерий принял предложение стать солистом Донецкой филармонии, и первые же гастроли по городам Урала и Сибири показали, что артист имеет яркую индивидуальность, его голос запоминался навсегда, у него сразу же появлялись поклонники. Он не был похож ни на одного популярного певца тех лет. В 1969 году Ободзинский получил московскую прописку, вступил в кооператив и в 1970 году въехал со своей первой женой Нелли в трехкомнатную квартиру.

После Донецкой филармонии в 1973-77 годах певец стал художественным руководителем ВИА "Верные друзья". Он сотрудничал с кинематографом: в фильме "Золото Маккенны" исполнил песню "Старый гриф-стервятник". Феномен Ободзинского заключался в своеобразной, самобытной манере пения, очень востребованной в 1970-е годы. Ободзинский серьезно не учился пению. По существу, Ободзинский - самородок с сильно развитым от природы музыкальным чутьем, слухом, с приятным, ласковым тембром голоса (лирический тенор). В его репертуаре преобладала любовная лирика. Он пел о том, что дорого сердцу каждого человека. Пение Ободзинского было всегда прочувствованным, страстным.

Наряду с песнями Давида Тухманова ("Эти глаза напротив", "Восточная песня", "Листопад", "Играет орган"), Александра Зацепина ("Мираж", "Сколько девчонок на свете", "Песня о первом прыжке", "Марш десантников"), Ободзинский знакомил советского слушателя с творчеством Леса Рида, Тома Джонса, Джо Дассена, Демиса Руссоса. Все это, а также высокая трудоспособность сделали Ободзинского кумиром советской публики (особенно женщин). Миллионные тиражи его грампластинок раскупались полностью и в короткие сроки после выпуска. Музыкальные критики отмечали творческий рост певца в начале 1970-х годов, расширение его репертуара.

Пожалуй, странно выглядит звание певца - заслуженный артист Марийской АССР. Но это объясняется тем, что Валерий Владимирович два месяца бесплатно гастролировал по республике. Он выступал с концертами в селах, колхозах, даже на свинофермах и в коровниках. Вы можете себе представить, чтобы кто-то из современных звезд эстрады, тот же Леонтьев или Киркоров, согласился петь на свиноферме, да еще и бесплатно?

С Ободзинским конкурировал только Магомаев

Исполнив на новогоднем "Голубом огоньке" "Восточную песню" молодого композитора Давида Тухманова, Валерий Ободзинский проснулся знаменитым. Страна запела "Льет ли теплый дождь", девочки в городах и селах переписывали слова в тетрадки-песенники, во всех ресторанах звучала мелодия, полная страсти. Популярность Ободзинского превзошла даже славу признанных Иосифа Кобзона, Эдуарда Хиля и Юрия Гуляева. Муслим Магомаев - единственный, кто на равных конкурировал с Ободзинским в те годы.

Как ни странно, музыкальный образ пылкого любовника был абсолютной противоположностью внешности артиста. Валерий был невысокого роста (поэтому всегда носил обувь на толстой подошве и высоких каблуках), курносый, совсем не красавец. Все дело было в его голосе: он очаровывал и западал в душу навсегда. "Я пою открытым голосом, - говорил Валерий Владимирович. - Все западные певцы поют открытым голосом. Они поют душой, и я тоже пел душой. Они правдивые. Я не хочу ругать наших, но они поют поставленными голосами. Я считаю, что у нас не было эстрады, а как бы был второй сорт оперы...".

Сохранились воспоминания дочери певца Анжелики о его концертах. "Папа для меня был сильный, всемогущий человек, почти как Бог. Я всегда чувствовала себя как за каменной стеной. Я с восторгом наблюдала, как люди, зрители, обожают его. Каждый концерт - это взрыв. Корзины цветов и огромные букеты выносили на сцену, все это мы везли потом в номер, то, что, конечно, были в состоянии увезти.

Наш номер в гостинице всегда утопал в цветах, и поэтому мое детство ассоциируется с цветами и песнями. Публика стоя подолгу не отпускает его и просит: еще, еще одну. Аплодисменты не прекращаются. Папа прощается, но потом снова выходит и поет еще. Передают записки на сцену, некоторые он зачитывает вслух, шутит. Он всегда шутил, любил кого-нибудь подколоть. У папы было тонкое чувство юмора, которое ему очень помогало в его жизни," - говорит Анжела Ободзинская. В зените своей славы артист зарабатывал в 10 раз больше секретаря обкома партии.

Даже Райкин не дает столько концертов

Первая же пластинка Валерия Ободзинского, которая вышла в конце 60-х, сразу же стала раритетом. Было продано 13 миллионов экземпляров, государство заработало на них около 30 миллионов, а певец - 150 рублей. Один эпизод уже стал легендой. Однажды апрелевский завод "Мелодия" посетила министр культуры Е. Фурцева.

Поинтересовалась в одном цехе, что печатают? "Пластинку Ободзинского". Зашла в другой с тем же вопросом и услышала тот же ответ. "У вас что, весь завод на одного Ободзинского работает?" - возмутилась Фурцева. - "Что вы! На втором этаже мы печатаем классику", - ответил директор. Но когда и на втором этаже министр обнаружила в работе тираж пластинки Ободзинского, она просто наложила на нее запрет. А могли бы еще несколько десятков миллионов заработать...

Несмотря на огромную популярность, Ободзинского стали все чаще критиковать за раскованное поведение на сцене, за "западный" репертуар, за отсутствие песен гражданской тематики, над ним издевались в различных фельетонах. В 1971 году министр культуры СССР отдает приказ соответствующим инстанциям запретить концерты опального артиста в пределах РСФСР. На стройках коммунизма петь про любовь считалось неуместным.

Целый год Валерий не выступал в Москве, пока не вмешался его высокопоставленный поклонник - заведующий отделом культуры ЦК КПСС Шауро. Количество недоброжелателей росло. Узнав, что в Театре эстрады запланированы концерты Ободзинского в течение целого месяца, возмущенный начальник городского управления культуры потребовал сократить количество выступлений: мол, у нас столько концертов даже Райкин не дает, а тут какой-то Ободзинский со своим пошлым репертуаром!

В годы активной борьбы с семитизмом председатель Гостелерадио СССР Лапин лично контролировал количество появлений на экране лиц еврейской национальности. К таковым он относил почему-то и Ободзинского (хотя по происхождению он был наполовину украинцем, наполовину поляком). Увидев в одной из передач Ободзинского, товарищ Лапин потребовал: "Градского уберите!"

- "Но это не Градский, а Ободзинский", - попытались объяснить начальнику. - "Тем более уберите! Хватит нам одного Кобзона!" - был непреклонен чиновник. В итоге в фондах телевидения сохранилась всего одна запись выступления Ободзинского на памятном новогоднем "Огоньке" в 1967 году.

Артисты о коллеге по цеху

Как известно, Алла Пугачева начинала карьеру в том же оркестре Олега Лундстрема. Впоследствии она работала в одной программе с Валерием. Когда выступал Ободзинский, она всегда наблюдала за ним из-за кулис, ловила восхищенные взгляды поклонниц и думала: "Ну ведь ничего особенного, почему же он так популярен?". В ответ - буря аплодисментов после очередного шлягера. Впоследствии певица вспоминала, что вскоре перестала наблюдать за артистом: стала разглядывать публику. Как-то поймала себя на том, что мысленно заговорила с какой-то теткой в мохеровой кофте с букетом хризантем. "Он уже десять лет поет, не надоел тебе еще? Вот я сейчас буду - ты меня послушай. Можешь даже цветы не дарить".

По словам Филиппа Киркорова, Ободзинский был любимым артистом его родителей, да и сам он прекрасно помнит, как еще мальчишкой ходил на его концерты. Кстати, будущая звезда родилась под песню Ободзинского "Эти глаза напротив" (которая уже давно вошла в репертуар Киркорова). Именно она звучала по радио в тот самый момент, когда Виктория Михайловна рожала сына! После предложения режиссера Александра Митты сыграть главную роль в фильме про Ободзинского, Филипп приступил к изучению биографии и творчества кумира, знакомится с друзьями, родными и близкими Валерия, расспрашивает о певце и его жизни. "Хотя я в последнее время вообще не употребляю спиртного, уверен, что смогу достоверно сыграть своего героя, - поведал Киркоров. - За свою жизнь я повидал столько спившихся музыкантов, что воссоздать этот образ мне не составит никакого труда!".

В 1976 году начался закат карьеры Ободзинского: он запил после 15-летнего воздержания. Приходилось отменять концерты, "конвоировать" артиста в концертный зал, чтобы не напился. Болезнь усугублялась с каждым днем. Певец начал заговариваться, мог внезапно прекратить гастроли и уехать. В конце концов от него ушла жена. Дочери артиста Анжелика и Валерия остались с матерью. В 1986-м он прекратил концертную деятельность. Поползли слухи о смерти певца. А между тем, Ободзинский жил в Москве во времянке на галстучной фабрике, работал сторожем и... пил. Там его и нашла давняя поклонница Анна Есенина, которая приютила Валерия Владимировича в своей маленькой квартирке, заботилась о нем и все-таки убедила возобновить творческую деятельность. В 1992-м, во многом благодаря стараниям Анны, вышла аудиокассета Ободзинского "Дни бегут" с песнями Александра Вертинского.

В сентябре 1994 года, после восьмилетнего перерыва, в концертном зале "Россия" состоялось первое выступление певца. В зале был аншлаг, Ободзинскому устроили овацию. Певец принял участие в ретро фестивале "Золотой шлягер-96" в Могилеве. Артист выступил еще в нескольких городах России, но попытка наладить гастрольную деятельность оказалась неудачной. В одном из своих интервью в 1993 году Валерий Владимирович сказал: "Я не верю в дружбу. Человек говорит за глаза, что вы мерзавец, а потом вы входите, он с вами целуется..."

Валерий Ободзинский умер 26 апреля 1997 года в Москве. Проститься с кумиром пришли около 300 человек, в том числе Иосиф Кобзон и Лев Лещенко. В память о замечательном певце состоялась церемония закладки звезды Ободзинского на площади звезд эстрады.

"...В моей жизни не было компромиссов и сделок с совестью ради успеха. Хотя Мой успех всегда был вопреки идеологии и вполне закономерен, потому что я пел про любовь и про чистоту чувств..." - сказал в одном из последних интервью Валерий Ободзинский.

Замечательный певец продолжает жить в памяти людской. Виктор и Валерий Токаревы в 2001 году посвятили любимому артисту свое прекрасное стихотворение, где есть такие строки:

Душе его светлой поклон самый низкий,
Звучит снова песня - поет Ободзинский,
И сердце, как птица, тревожно забилось,
Ничто не ушло, ничто не забылось.

Марина ПАРХОМЕНКО, «Вечерний Донецк».

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300