23.01.2012 | Наука

Биологи не смогли подтвердить открытие "мышьяковой" жизни

Группа биологов под руководством Рози Редфилд не смогла воспроизвести результаты группы Фелисы Вольф-Симон, которая объявила об обнаружении бактерий, использующих в ДНК вместо фосфора мышьяк.

О своих результатах Редфилд сообщила в собственном блоге. Об открытии Вольф-Симон стало известно в декабре 2010 года. Тогда было объявлено, что бактерии, получившие название GFAJ-1, способны встраивать в собственную ДНК мышьяк (до этого момента считалось, что в основе жизни на Земле шесть основных элементов - углерод, водород, азот, кислород, фосфор и сера). Они были найдены в калифорнийском озере Моно.

Открытие привлекло внимание ученых и СМИ по всему миру, поскольку сами исследователи говорили о нем, как о первом практическом подтверждении того, что жизнь может быть устроена отличными от земного способами. Статья ученых появилась в журнале Science.

После объявления об открытии биологи занялись проверкой полученных Вольф-Симон результатов. В следующих номерах Science появились технические комментарии, которые указывали на недостатки работы. Редфилд, в свою очередь, попыталась воспроизвести результаты ученых у себя в лаборатории, вырастив образцы GFAJ-1 и более подробно изучив их ДНК.

В результате было установлено, что в случае отсутствия фосфора бактерии действительно размножались, однако делали это много медленнее, чем было заявлено в эксперименте Вольф-Симон. При этом при добавлении фосфора скорость роста значительно увеличивалась. Из этого ученые заключили, что этот элемент необходим бактериям для работы.

Независимый анализ ДНК, выделенного из лабораторных образцов также не обнаружил мышьяка. По словам специалистов, которые приводит Nature News, новые результаты также нельзя считать окончательными. В частности, методика Редфилд тоже может быть подвергнута критике. Более того, по словам биолога, скорее всего между противниками и защитниками теории мышьяковой жизни начнется затяжная "война" статей.