20.01.2012 | Конфликт

«Комментарии»: конфликт в Ильичевске (Одесская область) улажен «по-семейному»

Пока идут споры вокруг законопроекта «О морских портах», земляки Президента Виктора Януковича «взяли под контроль самый лакомый объект» в портовом хозяйстве Украины.

Об этом пишет газета «Комментарии»: «16 января в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 9712 «О морских портах Украины». Закон с практически таким же текстом парламент принял 3 ноября прошлого года, но 6 декабря Виктор Янукович отклонил документ. Теперь ожидается, что Закон будет принят в феврале и через год, к весне 2013-го, вступит в силу. За этот период ведомство Бориса Колесникова (Министерство инфраструктуры) должно провести подготовительную работу и разработать подзаконные акты. Особенно важной, как постоянно подчеркивают высокопоставленные транспортные чиновники, станет разработка механизма привлечения инвесторов. Но пока до прозрачных и открытых конкурсов еще далеко, портовый госсектор уже потерял свой главный и самый привлекательный для инвестиций актив – контейнерный терминал Ильичевского морского торгового порта (ИМТП).

28 декабря Хозяйственный суд Одесской области отменил свое же решение от 12 мая 2009 года: о расторжении договора совместной деятельности между ИМТП и частным предприятием «Укртрансконтейнер» (УТК). Решение принято в связи с «вновь открывшимися обстоятельствами», хотя дважды этот судебный спор доходил до высших судебных инстанций страны, которые оставляли в силе решение о расторжении договора из-за существенных нарушений его условий со стороны УТК.

Вердикт одесского суда вернул в силу договор, подписанный еще 22 июня 2005-го. Взнос порта, передавшего на 30 лет (до 31 декабря 2035 года) в управление контейнерный терминал, тогда был оценен всего в 17,5 млн. долл. Причем на все время действия договора эта сумма остается неизменной. А прибыль распределяется, исходя из размеров взносов участников совместной деятельности. Соответственно, в процессе внесения инвестиций доля прибыли, получаемая ЧП «Укртрансконтейнер», постоянно возрастает. И если за первые пять месяцев 2005-го (до подписания договора) прибыль порта от контейнерного терминала составила 42 млн. грн., то уже за весь 2007 год порт получил долю прибыли в 37 млн. грн. А к маю 2009-го, когда было принято первое судебное решение о расторжении договора, доля порта сократилась до 25%, так как инвестиции УТК в терминал составили около 56 млн. долл.

В мае 2009 года по иску прокуратуры Хозсуд Одесской области принял решение о расторжении этого договора. ИМТП и ранее предлагал пересмотреть его условия. Так, основными претензиями порта были явно заниженная оценочная стоимость портового имущества, переданного в совместную деятельность, и тот факт, что подтверждением внесенных инвестиций являлись не фактически выполненные работы и закупленные материальные ценности, а расходование средств.

А обоснованность стоимости некоторых работ и инвестиций в порту подвергалась серьезным сомнениям. Ведь контроль над выбором подрядчиков работ согласно графику инвестиций со стороны порта отсутствовал; не согласовывались технические характеристики, стоимость и сроки поставки и монтажа перегрузочного оборудования, а также технические задания, стоимость и сроки выполнения работ по модернизации и реконструкции основных фондов порта. При этом договор не предусматривал участие ИМТП в развитии контейнерного терминала своими средствами и силами.

Еще в июле 2008-го Служба безопасности Украины утверждала: «Имеющаяся информация свидетельствует о попытках частного инвестора искусственно завысить свою долю в распределении прибыли от совместной деятельности». Также указывалось, что «делаются попытки оформить в качестве взноса в совместную деятельность двух контейнерных перегружателей производства компании «Reggiane» (Китай). Перегружатели были ввезены в Украину по контракту между ЧП «Максервис» (Ильичевск) и американской «West Side Enterprise». Согласно инвойсу, стоимость товара составляет 4 млн. 240 тыс. грн. В процессе перепродажи перегружателей на территории нашей страны через одесские фирмы: ООО «Техноспецторг», украинско-итальянское СП «ООО «Сити-торг», ПКФ «Транс-сервис» – их стоимость возросла до 85,7 млн. грн.».

В 2009 году стороны конфликта прошли все судебные стадии. В ноябре Верховный Суд оставил в силе решение суда первой инстанции. В июне 2010 года УТК подал новый иск в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Таковыми стала информация, опубликованная в газете «Дело»: о том, что якобы после прекращения работы УТК ИМТП значительно уменьшил платежи в госбюджет. В августе 2010-го Хозсуд области удовлетворил этот иск, но уже в декабре Высший хозсуд оставил в силе решение о расторжении договора.

В декабре 2011 года вновь открывшимися обстоятельствами оказались выводы нескольких экспертиз, свидетельствующие, что особых нарушений не было. Примечательно, что иск в Хозсуд был подан 19 декабря и удовлетворен уже через десять дней. При этом представители ИМТП и Мининфраструктуры возражений не высказали.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в последнее время в среде транспортного бизнеса Одессы поговаривают: УТК – уже не российская компания. Напомним, что с 2005-го это ЧП позиционировалось как дочерняя структура российской «Национальной контейнерной компании» (НКК) Виталия Южилина. (Хотя еще в 2009 году в ходе судебной тяжбы УТК заявил: «На сегодня учредителем ЧП «Укртрансконтейнер» является «Transportation Investment Limited» (Великобритания)».) Но на данный момент на сайте НКК уже нет упоминания о дочернем статусе УТК. А летом прошлого года из Ильичевска на контейнерный терминал НКК в Санкт-Петербурге были вывезены четыре контейнерных перегружателя, ранее закупленных УТК. И в Одессе ходят слухи, что новых хозяев этого ЧП следует искать уже в Донецке».

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки