06.01.2012 | Наука

На Земле нашли космические кристаллы

Еще в начале 80-х годов прошлого века ученые заявляли о существовании квазикристаллов. В 1982 году теоретически это доказал израильский ученый Даниэль Шехтман.

Правда, тогда его коллеги к открытию отнесли скептически, заявив о невозможности существования квазикристаллов.

На поиски квазикристаллов ушло много времени и сил, и не напрасно - их удалось найти и в природе, внутри минерала хатыркита. Это удалось сделать советскому геологу Валерию Крячко в 1979 году во время научных работ, проводимых в районе русла река Хатырка на Чукотке (Россия).

Пытаясь выяснить, каким образом квазикристаллы сформировались в природных условиях, Штайнхардт и его коллеги тщательно изучили образцы хатыркита и выяснили, что квазикристаллы на самом деле попали на Землю из космоса. Судя по всему, они были частью метеорита, упавшего на нашу планету примерно 4,5 млрд лет назад.

Уже через 30 лет, в 2009 году, за изучение этого малоизвестного и непривлекательного на вид минерала взялась группа американских исследователей под руководством Пола Штайнхардта. После его тщательного изучения ученые обнаружили внутри минерала естественные квазикристаллы. Как результат, в 2011 году Шехтман получил Нобелевскую премию по химии, пусть и почти с 20-летним опозданием.

Начало же нынешнего года ознаменовано тем, что ученые подтвердили: в России найден уникальный минерал, который попал на планету Земля из космоса. Так, в статье, опубликованной журналом Proceedings of the National Academy of Sciences, приводятся утверждения европейских и американских ученых, что от "нормальных" кристаллов квазикристаллы отличаются своей внутренней структурой, которая обладает осями симметрии разных порядков.

Источник — MIGnews.com