01.12.2011 | Наука

Ученые открыли новый способ изучения планет

Ученые сделали открытие: волны сверхнизкой частоты, генерируемые грозами и обычно попадающие в ловушку между поверхностью планеты и ионосферой, способны на побег.

Это открытие означает рождение нового инструмента для изучения атмосферы и коррекцию наших представлений об ионосфере, сообщает Membrana. Необычные данные принес измеритель электрических полей VEFI, стоящий на борту спутника ВВС США C/NOFS. Он впервые обнаружил резонанс Шумана из космоса. До сих пор это явление регистрировалось только в наземных измерениях.

Во время разрядов молний возникают низкочастотные электромагнитные волны. Они начинают бегать между земной поверхностью и ионосферой и огибают планету, оставаясь в коридоре от нуля до 100 километров над Землей.

Длины некоторых таких волн оказываются кратными окружности Земли, что позволяет им попадать в резонанс и усиливаться. Поскольку каждую пятидесятую долю секунды на Земле хоть где-то вспыхивает молния, эти разряды создают сердцебиение атмосферы — резонанс Шумана.

Последний является ценным инструментом для анализа погоды и климата: он способен рассказать о содержании в воздухе различных молекул и аэрозолей, резонанс Шумана реагирует на колебания солнечной активности, смену сезонов и так далее. Теперь получается, что услышать этот камертон можно и с орбиты.

"Ученые не ожидали поимки этих резонансов в космосе, — рассказывает один из авторов работы Фернандо Симоес из NASA. — Но оказывается, что энергия протекает, и это открывает массу новых возможностей для изучения нашей планеты сверху".

Исследователи предполагают, что открытое явление "утечки волн" послужит делу изучения не только Земли, но и других планет. Кстати, резонанс Шумана три года назад был обнаружен на Титане.

Источник — ИА "Росбалт"