24.10.2011 | Культура

В Одессе открыта юбилейная выставка Александра Ройтбурда

Одесская галерея «Худпромо» (ул. Жуковского, 6) открыла юбилейную выставку живописи Александра Ройтбурда «Le Roi Soleil» («Король-Солнце»). В день открытия автору исполнилось 50 лет.

Поздравить его пришли многие коллеги и друзья. Все ожидали чего-то эпатажного, но взорам зрителей предстала довольно-таки мягкая, чуть ли не декоративная серия вариаций на тему портрета легендарного короля Франции кисти Иасента Риго. Поэтому говорили о Людовике едва ли не больше, чем о юбиляре.

— Никаких особых отношений с этим королем у меня нет, — заверил Александр Ройтбурд. — Впервые о Людовике XIV я узнал из десятитомной «желтой» Детской энциклопедии, том 7, «История». Статья называлась, если мне не изменяет память, «Король-Солнце» и несчастный люд во Франции». Там был его портрет. Мне понравились чулки и парик. Потом я узнал, что государство — это Он, и мысль эта показалась мне вполне логичной и убедительной. От Ахматовой я узнал о существовании «бурбонского профиля», а от Окуджавы — о том, что «У парижского спаниеля лик французского короля». Ах да, еще древний анекдот, о том, как Людовик XIV шепчет маркизе Помпадур: «Милая, дорогая, любимая, единственная!», а та ему отвечает: «Людовик, дорогой, любимый, четырнадцатый!»... Хотя, как часто бывает в анекдотах, тут все напутано: маркиза Жанна-Антуанетта де Помпадур была фавориткой Людовика XV. Впрочем, это неважно... Мне всегда было интересно переосмысливать классику, когда при смещении акцентов работы классиков меняют значение и угол зрения на вечные сюжеты.

Ранее художник уже совершал такое коллажное переосмысление тициановской «Дамы в белом» и портрета Людовика Второго Баварского работы Габриэля Шахингера. Принцип таков: определенные элементы изображения трансформируются, и рождается новый образ в череде похожих. Фантастические существа, фантомы из прошлого словно пытаются сказать что-то важное нам, сегодняшним. Ну, а для самого автора тут явно сокрыт иронический подтекст, не случайно ему на память пришли ахматовские строки:

А в зеркале двойник бурбонский профиль прячет,
И думает, что он незаменим,
Что все на свете он переиначит,
Что Пастернака перепастерначит,
А я не знаю, что мне делать с ним.

Присмотревшись к автору, первые зрители обнаружили, что его профиль вполне себе бурбонский! И кто, как не он, в Одессе заслужил право сказать: «Современное искусство — это Я!»? Он и сказал. Поскольку Александра Ройтбурда волнуют столь отдаленные от нас столетиями фигуры, как Король-Солнце, журналисты стали задавать мэтру вопросы о том, насколько современно такое искусство, ведь Ройтбурд у всех ассоциируется именно с авангардом, так ведь?

— Меня давно не интересует, какое искусство современно, — улыбнулся в ответ юбиляр. — Я достаточно давно работаю, чтобы находиться в тренде. Простите меня за такое дерзновенное сравнение, но у Пабло Пикассо было, по большому счету, два периода — первый, когда он следовал за всеми поворотами истории искусства, и второй, когда тренды, возникшие после 1945 года, с ним уже не соприкасались. В зону безопасности я уже благополучно вписан. При нынешнем отсутствии маргинальной линии в искусстве я считаю себя обладателем права говорить: что бы я ни делал, это современное искусство. Я говорю, конечно, нагло, но попробуй, оспорь! Для местного Союза художников я, по-моему, до сих пор — опасный вольнодум. Пусть так. Самое интересное происходит на стыке арта и стрит-арта. Коммерческого интереса в Одессе нет, рынка здесь нет, людей, которые, по сравнению с Киевом, достигли того же соотношения затрат на недвижимость, автомобили и искусство, тоже нет. Искусство дороже трех копеек не интересует богатых людей этого города. Или они тупорылые? Но тогда бы они не стали богатыми. Просто они не понимают, наверное, что картина может стоить столько же, сколько машина или хорошая недвижимость. Работы по 30 долларов в Одессе можно продать, но и только.

Поэтому Александр Ройтбурд, считающийся самым дорогим художником страны, продает свои работы в основном на зарубежных аукционах. Выпускник художественно-графического факультета Одесского педагогического института (педагогами его были Валерий Гегамян и Зинаида Борисюк), Ройтбурд считается патриархом украинского постмодернизма, лидером и теоретиком украинского трансавангарда. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге, в художественных музеях Украины, России, США, Словении, во многих публичных и частных коллекциях. А полюбоваться его многоликими Людовиками можно в течение месяца — выставка ждет своих зрителей.

Мария Гудыма, «Вечерняя Одесса».

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки