04.10.2011 | Наука

В атмосфере Марса содержится в 10 раз больше водяного пара, чем считалось раньше

Ученые впервые смогли проследить за колебаниями концентрации марсианского водяного пара с высотой. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Исследователи использовали данные с инфракрасного спектрометра SPICAM (Spectroscopy for Investigation of Characteristics of the Atmosphere of Mars) на борту европейского марсианского зонда Mars Express.

Прибор был создан французскими учеными и специалистами российского Института космических исследований РАН (ИКИ). Он может "смотреть" на Солнце сквозь слой атмосферы Марса, благодаря чему можно было получить спектр и оценить ее газовый состав на разных высотах.

Соавтор статьи, заместитель директора ИКИ Олег Кораблев рассказал, что переоценка количества пара в атмосфере может потянуть за собой "более глобальные выводы о климате" планеты.

Напомним, 6 сентября европейский аппарат Mars Express предоставил учёным одно из самых ярких свидетельств наличия в прошлом Марса жидкой воды на поверхности: спутник обнаружил хорошо сохранившуюся дельту, сформированную когда-то на берегу крупного озера.

Характерный рельеф найден в кратере Эберсвальде, в южном высокогорье Красной планеты. Когда-то этот кратер вмещал озеро, пополняемое несколькими впадающими в него протоками. Данные каналы и образованные ими отложения ясно показывают, что в ранней истории Марса присутствовала жидкая вода.

Дельта занимает площадь в 115 квадратных километров. Анализируя снимки с орбиты, исследователи пришли к выводу, что видят тут наносы двух типов. Ранние, сформированные потоками воды, и более поздние, скорее всего созданные уже ветром поверх первых отложений. Над теми и другими впоследствии поработала эрозия, внеся коррективы в рельеф.

Источник — ИА «Росбалт»