06.09.2011 | Наука

Покой поможет стерилизовать новый марсоход NASA

Ученые предложили простой и эффективный способ борьбы с бактериями, которые может привести с собой на Марс новый марсоход MSL, - аппарату надо просто постоять неподвижно в течение нескольких дней.

И таким образом подвергнуть "гостей" воздействию жестких условий Красной планеты. Статья ученых появилась в журнале Astrobiology Magazine, а ее краткое изложение приводится на сайте издания.

В рамках исследования ученые моделировали марсианские условия в специальной камере, куда они помещали модели колес марсохода. Роль земного загрязнителя исполняли Bacillus subtilis. В рамках теста организмы подвергались воздействию мощного ультрафиолетового излучения, а также атмосферы с повышенным содержанием углекислого газа.

Прежние миссии - Spirit, Opportunity и Sojourner - после спуска в течение нескольких марсианских дней стояли на специальных платформах (12, 7 и 2 дня соответственно). Как показали опыты, при этом бактерии оказываются очень уязвимы для марсианских условий - всего за 6 часов, количество микроорганизмов снижалось на 96 процентов. По словам ученых, если принять во внимание, что порядка 75 процентов всех бактерий, попавших на борт, должны погибнуть во время космического перелета, то марсоходы Spirit и Opportunity можно считать стерильными.

В случае с марсоходом MSL (Mars Science Laboratory - научная лаборатория для исследования Марса) ситуация несколько сложнее. В рамках этой миссии для посадки используется схема без платформы и аппарат оказывается непосредственно на поверхности планеты. Если сразу после этого он начинает движение, то бактерии с колес попадают в почву, где, в теории, могут продолжать жить. Вместе с тем, если марсоходу дать постоять несколько марсианских суток неподвижно, то, как показывают опыты ученых, большинство бактерий все равно удается истребить.

В июне 2011 года внутренняя комиссия Лаборатории реактивного движения обнаружила, среди прочих недочетов, что система анализа образцов не исключает возможности их загрязнения. Примечательно, что именно этот недостаток уже был причиной переноса миссии - изначально аппарат планировалось отправить к Марсу в 2009 году. Марсоход MSL отправится к Красной планете в период с 25 ноября по 18 декабря 2011 года. Местом посадки аппарата станет кратер Гейла.