19.07.2011 | Общество

Ситуация на канале Plus как зеркало одесской журналистики

После скоропостижной кончины главного редактора службы новостей одесского телеканала Plus (ТРК «Одесса-плюс») Андрея Кожурина редакция «Телекритики» получила письмо от одесских коллег.

В нем содержалось описание ситуации, сложившейся в местном медиахолдинге «Глас», в состав которого входит канал Plus. К сожалению, письмо подписано псевдонимом Тимур Журавлев, и редакция не знает настоящего имени его автора, а потому не считает возможным опубликовать его в оригинальном виде.

В то же время, ситуация, которая описывалась в письме, типична для большинства местных СМИ по всей Украине. О том, что она такова во всяком случае в Одессе - подтвердила нам постоянный одесский автор «Телекритики», известный журналист и медиаэксперт Зоя Казанжи.

Авторы письма сетовали на сложные трудовые взаимоотношения коллектива с руководством холдинга. Они утверждают, что официально на телеканалах трудоустроены не более 10% сотрудников, остальные же получают зарплату «в конвертах», причем нерегулярно. С целью экономии средств закрываются целые проекты, а уволенным сотрудникам не выплачивают задолженность по зарплате. О компенсации речь тоже не идет, ведь люди вынуждены уходить «по собственному желанию». «Повод для увольнения находился мгновенно, нередко подкрепляясь вымышленными штрафными санкциями, аннулировавшими всю задолженность по зарплате», - сказано в письме.

В частности, в конце июня 2011 года уволена вся новостная редакция телеканала Plus. Суммарная задолженность по зарплате журналистам за 2,5 месяца превысила 100 тысяч гривен. Но поскольку зарплата неофициальная, руководство, как утверждают авторы письма, отрицает какие-либо финансовые взаимоотношения с сотрудниками.

Также одесситы жалуются на то, что журналисты холдинга «Глас» постоянно занимаются производством заказных сюжетов вместо новостных, особенно - во время выборов. Вследствие этого на одесском телеканале нивелировано понятие «объективность» в работе журналистов. По оценкам анонимных авторов письма, «возможность на протяжении нескольких минут вещать в эфире на миллионный город всё, что заблагорассудится, стоила немало. При этом желающих воспользоваться популярным инструментом формирования общественного мнения было предостаточно. Дошло до того, что некоторые выпуски новостей почти полностью состояли из проплаченых, а значит, далеких от объективной журналистской работы, сюжетов. Исключением был разве что прогноз погоды».

«Телекритика» пыталась получить комментарий по поводу описанной ситуации у генерального директора «Гласа» Алены Евдокимовой, но, к сожалению, связаться с ней по телефону не удалось, а на письмо по электронной почте ответа мы так и не получили. Возможно, потому, что руководство считает конфликт исчерпанным, ведь журналистам, по информации Зои Казанжи, удалось получить задержанные деньги, и материальных претензий у них больше нет, хотя остались моральные?..

Комментарий Зои Казанжи мы публикуем полностью.

О ситуации на одесском телеканале Plus

Половина страны получает зарплату в конвертах. Подобное, увы, уже давно никого не тревожит. Вот и сотрудники одесской телерадиокомпании «Одесса-плюс», где одним из учредителей числится городской голова Алексей Костусев, получали зарплату в конвертах.

Они пережили прошлогодние октябрьские выборы. Их хозяин и обслуживаемая персона стал мэром Одессы. Можно было вздохнуть с облегчением и заняться творчеством, созданием новых программ и прочее-прочее. Но произошла банальная ситуация - зарплату в конвертах стали платить все реже, а потом и вовсе перестали. В конце июня 9 человек из телекомпании, получив только 50 процентов зарплаты за апрель, уволились.

И я не устаю повторять: дорогие коллеги, все они (политики, мэры, депутаты), вне зависимости от того, выиграли они выборы или проиграли, все они прекрасно устроятся в этой жизни! А вы окажетесь никому не нужными! Кстати, победители выборных гонок гораздо активнее и чаще отказываются от услуг журналистов «своих» медиа. Наверное, хотят поскорее избавиться от свидетелей своих не очень добропорядочных поступков, от свидетелей их цинизма, низости, вранья, подтасовок и срежиссированных сюжетов...

Главный редактор телеканала Андрей Кожурин умер. Остановилось сердце. И если бы не эта трагедия, мне почему-то кажется, что ситуация с уволенными и «кинутыми» журналистами не приобрела бы такого резонанса...

Андрей Синицын, бессменный ведущий «Вести-плюс», сказал мне по телефону (возвращаясь с родины умершего Андрея Кожурина, где его тело предали земле): «Андрей рассчитывал, что ему удастся встретиться со всеми заинтересованными лицами в этом деле и разрешить ситуацию с невыплатой заработной платы мирным путем. Не успел. До этого Андрей очень просил не выносить сор из избы. Сейчас, когда Андрей умер, каждый волен поступать так, как считает нужным».

Юля Чернецкая, корреспондент «Вести-плюс», подтвердила мне, что она не была оформлена на работе официально: «Зарплату нам платили дробно, частями. Последние полгода вообще с выплатами было плохо. За три недели до нашего ухода с канала нам выплатили половину зарплаты за апрель...».

Мое общение с журналистом Алексеем Архиреевым оказалось уж совсем горьким: «Мы написали письмо мэру и учредителю телеканала с просьбой выплатить нам заработанное. Наши коллеги, опубликовав это письмо, не удосужились узнать, а что же было дальше. 13 июля Алексей Костусев с нами встретился. Сейчас я могу сказать, что все наши материальные претензии сняты. Остались только моральные. В плане моральности - каждый сам для себя решает, что и как он будет делать дальше. Для себя я все решил. Журналисты у нас перестали быть журналистами. Мы исповедуем двойные стандарты. Мы сегодня машем шашками, сражаясь с несправедливостью, а завтра опускаемся до лицемерия. Те, кто верит, что можно и дальше сражаться за справедливость и добро, пусть и дальше это делают. Я не вижу в этом смысла. Я не буду ни мстить, ни выяснять отношения. Я просто ухожу из журналистики».

Единственный человек, который заявил, что он готов отстаивать свои права и будет бороться, - это журналист Максим Малынов.

Весь трагизм в том, что большинство, если не все телекомпании в Одессе работаю вот таким образом. Сотрудники не трудоустроены официально, получая зарплату двумя частями: «по-белому» - минимальный мизер, как предписывает закон, и «по-черному», как договорился с тем, кто тебя брал на работу.

Кстати, в Одессе есть телекомпании, вещающие по 24 часа в сутки, где официально числиться не более 10 человек на зарплату в четверть ставки от минимального оклада. И поэтому, когда получают деньги, отрабатывая заказы и выполняя задания хозяев, «кося бабло» для топ-менеджмента каналов во время горячих одесских предвыборных баталий, то с этим все в порядке. А вот когда хозяева или приставленные ими топ-менеджеры «кидают» и делают вид, что так и было, тогда мы и вопим. Ну и сколько можно, спрашивается?

Алексей Архиреев сообщил, что все материальные претензии сняты. Он отказался сообщить сумму выплат. Но ясно одно: мэр вытащил откуда-то (откуда?) деньги и черным налом рассчитался с журналистами, лишь бы они закрыли рот. Нормально? Наверное, для некоторых - вполне. Раз написали челобитную «дяденьке мэру».

Все это слишком грустно и безнадежно.

Грустно, что подобная история опять никого и ничему не научит. Молчит медиапрофсоюз одесских журналистов. Кстати, руководитель медиапрофсоюза Снежана Павлова, молчит все время, когда надо хотя бы для вида хоть что-то нейтральное сказать. Может, не надо ей этим заниматься, а? Зачем одесским журналистам молчащий профсоюзный «свадебный» «лидер»?

Безнадежно, потому что никто не захочет отстаивать ни свои трудовые права, ни право на свою профессию. До тех пор, пока не клюнет жареный петух.

Зоя КАЗАНЖИ, Одесса, «Телекритика».

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки