12.07.2011 | Наука

В иле Атлантического океана нашли древний остров

В северной части Атлантического океана, погребенный под слоем ила толщиной около 2 км, лежит древний затерянный остров с оврагами, вырезанными реками, и возвышениями, которые раньше были горами.

Как пишет «Вокруг света», геологи из Кембриджского университета (University of Cambridge), Великобритания, обнаружили этот участок, возраст которого предварительно оценивается в 56 млн лет, с помощью данных, предоставленных нефтяными компаниями. Размер участка, лежащего к западу от Шетландских островов, Великобритания, составляет около 10 тыс. кв. км. Исследователи полагают, что он может быть частью большего плато, которое сейчас является Шотландией и может простираться дальше в сторону Норвегии.

Интерес к этому участку океана возник после анализа данных компании, занимающейся сейсмическими исследованиями и использующей современную эхолокационную технологию: воздух под высоким давлением выпускается из металлических цилиндров, порождая звуковые волны, которые идут ко дну океана и могут проникать сквозь толстый слой ила.

Каждый раз, когда эти волны проходят сквозь новый тип породы, например, сначала через илистый известняк, а потом через песчаник, они возвращают эхо, которое считывается специальными микрофонами, расположенными на кабелях в воде вокруг исследовательского судна. Информация от такого эхолота может быть использована для создания трехмерных изображений твердого дна, скрытого под слоем ила.

Обнаруженный командой британских геологов ландшафт наводит на мысли о мифической затерянной Атлантиде. Исследователи протестировали образцы породы, взятые со скалы, находящейся под поверхностью дна океана, и нашли в них цветочную пыльцу и уголь — свидетельства наземной жизни. Над и под этими отложениями они обнаружили частицы морской жизни, включая мелкие окаменелости. Все это указывает на то, что этот участок суши раньше находился над водой, а потом затонул. Так что ученых сейчас волнуют главные вопросы: как и почему этот участок сначала оказался на поверхности океана, а потом ушел под воду через 2,5 млн лет — довольно короткий период с геологической точки зрения.

Возможно, затонувший остров образовался из-за Исландского плюма — своего рода трубы, по которой горячая магма из глубин планеты поднимается к поверхности, где растекается, образуя как бы огромный гриб. Иногда магма в потоке бывает слишком горячей, тогда она бьет струей из-под земной коры. Британские геологи полагают, что именно такая гигантская струя вытолкнула кусок земли на поверхность Атлантического океана, а когда она иссякла, суша снова опустилась под воду.

Так как похожие процессы имели место и в других областях Земли, возможно, существует множество затонувших участков, подобных найденному. К моменту завершения отчета об исследовании над первым участком ученые обнаружили еще два более молодых куска твердого материала, спаянных вместе.

Напомним, что в 2009 году группа подводных археологов, пожелавших остаться неизвестными, объявила, что они нашли затонувшую Атлантиду. Они предоставили серию снимков дна Карибского моря и утверждают, что на них можно видеть пирамиды, подобные Египетским (2600 до н.э.), но более древние.

Источник — ИА «Росбалт»