25.05.2011 | Общество

Найденные три года назад жертвы «одесской Катыни» по-прежнему лежат в контейнере

Останки (предположительно жертв репрессий 1930-х годов), найденные в 2008 году в массовом захоронении возле Одесского аэропорта, до сих пор не похоронены. Об этом пишет газета «Сегодня».

Извлеченные из братской могилы тела 1086 человек упаковали в капроновые мешки и оставили на территории соседнего складского комплекса в обычном торговом контейнере. После нашей публикации чиновники всех уровней клятвенно пообещали перезахоронить несчастных до середины 2010-го. Одесский горсовет даже определил участок для мемориала — на Западном кладбище. Прошел год, кости по-прежнему находятся в контейнере и потихоньку гниют…

«Я уже устала возмущаться и писать письма, - вздыхает Лариса Елагина, директор фирмы, которой принадлежит склад,. – Тем более, что после одного из таких обращений, к нам нагрянула проверка налоговой, которая затянулась на несколько месяцев. Никому эти кости не нужны».

ХОРОНИТЬ НЕ ЗА ЧТО И НЕГДЕ

Одесские власти разводят руками: перезахоронением репрессированных по закону может заниматься только уполномоченная государством организация. Правда, какая именно организация, одесским управленцам не очень понятно. «Раскопки вела частная компания «Мемориалы Украины» по разрешению межведомственной комиссии при правительстве, — говорит вице-губернатор Александр Малин. — Исполнительный орган комиссии — госпредприятие «Центр». В 2010-м его переподчинили МинЖКХ, которое потом, в свою очередь, расформировали и присоединили к Минрегионстрою. Существует ли после всех реорганизаций этот «Центр», кто его возглавляет, нам неизвестно».

Нам удалось связаться с секретарем упомянутой межведомственной комиссии Виталием Казакевичем. По его словам, организационной проблемы нет: раскопки и похороны проводит один из департаментов Минрегионстроя, - зато есть финансовая. Принимая Госбюджет-2011, Верховная Рада выделила на упокоение жертв репрессий и войн 3 миллиона гривен. Одессе из этой суммы положено 95 тысяч. Но, увы, деньги эти существуют пока только на бумаге. «Реально финансирования нет, хотя мы надеемся, что оно появится», - сказал Виталий Казакевич.

В свою очередь, источники в «похоронном» коммунальном предприятии СПКБО сообщили нам, что определенный под мемориал участок на Западном кладбище недавно отсудил некий частный предприниматель! То есть, даже если средства на похороны найдут, хоронить людей просто негде. Официально, правда, в КП уверяют, что земли на кладбище осталось довольно много, но нужно собрать рабочую группу и определить еще раз точное место, где оборудовать мемориал. Однако пока созывать такое заседание никто, судя по всему, не собирается.

«НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО ЭТО ЖЕРТВЫ ОККУПАНТОВ»

Кстати, за все эти годы государство не только не перезахоронило останки несчастных, но и не провело их экспертизы. И выводы о том, что людей из захоронения на 6 км Овидиопольской трассы убили не кто-нибудь, а сотрудники НКВД, сделаны на основании всего двух, причем косвенных фактов. Первый - заявление оккупационной администрации (в 1943-м году румыны раскопали несколько могил, объявив их делом рук коммунистов). Второй – находка в одной из ям мундштука с выбитыми на нем цифрами «1938».

Ни одну сертифицированную организацию их тех, которые могут и должнызаниматься такими изысканиями – бюро судебной медицины, институт судебных экспертиз, институт археологии НАН Украины, - к изучению объекта не подключали. «Мы предлагали свои услуги, но ответа так и не дождались», - сетует начальник судебно-медицинского бюро Григорий Кривда.

Не утруждали себя «копатели» и работой с документами. Во всяком случае, директор областного архива Иван Ниточко и сотрудники архивной службы УСБУ твердят в один голос, что к ним представители межведомственной комиссии, ГП «Центр» и ООО «Мемориалы Украины» не обращались. Да и нет в архивах документов, однозначно указывающих на места погребений расстрелянных в 1930-е годы. «В наших фондах хранятся уголовные дела с приговорами и отметками об их исполнении, - рассказал нам представитель спецслужбы. – Но сведений о том, где хоронили репрессированных, в этих бумагах нет. Тут нужна кропотливая работа по сведению воедино всего массива источников - документальных, вещественных, свидетельств очевидцев и так далее. А это может занять месяцы и годы».

По мнению одесского историка Игоря Шкляева, без комплексного исследования останков и могил разными специалистами все заявления о причастности к данному захоронению репрессивных органов сталинского режима носят политический характер: «Это могли быть бывшие белогвардейцы, которые в 1920-х возвращались на родину из Турции и Болгарии. Их путь лежал через Одессу, где с ними «работали» чекисты. Кого-то отпустили, кого-то отправили в лагеря, а кого-то – расстреляли. С той же долей вероятности это могут быть жертвы голода начала 30-х (как известно, люди из голодающих деревень искали спасения в городах, куда их не пускали власти, - Авт.), жертвы террора конца 30-х и, наконец, советские граждане, убитые оккупантами во время войны. Не исключено также, что в одном захоронении находятся люди, погибшие в разные годы».

500 ТЫС. ЗАРЫЛИ В ЗЕМЛЮ

Второй важный момент. По данным тогдашнего главы межведомственной комиссии Святослава Шереметы, на эксгумацию тел в 2008-м году государство потратило почти 500 тыс грн. Кроме собственно раскопок, за эти средства предполагалось провести экспертизу и перезахоронить останки, что, как мы знаем, сделано не было. Деньги поступили на счета ООО «Мемориалы Украины», но те только раскопали тела. Куда делась остальная часть этой довольно большой суммы, неизвестно, но ее, судя по всему, особо и не искали. Связаться с компанией сейчас невозможно - по ее официальным телефонам отвечают магазин и турфирма.

Олег КОНСТАНТИНОВ.

Газета "Сегодня"

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки