Регби
Регби

19.05.2011 | Культура

Григорий Ковтун ставит в Одессе рок-оперу «Девушка и Смерть»

Известный театральный режиссер и хореограф, заслуженный деятель искусств России Георгий Ковтун ставит в Одессе рок-оперу «Девушка и Смерть». Премьера состоится в июне, пишет газета «Юг».

На счету режиссера и балетмейстера Ковтуна уже более трехсот театральных постановок. Кроме того, он ставит номера для знаменитых Мариинского и Михайловского театров Санкт-Петербурга, для Московского театра эстрады, для артистов балета на льду. Последнее достижение хореографа — «бронза» семнадцатилетнего Артура Гатчинского на чемпионате мира по фигурному катанию.

Балет «Спартак» на музыку Хачатуряна режиссер поставил в двух вариациях — в Казани и в Михайловском театре в Санкт-Петербурге. Ему рукоплескали зрители не только России, но и Бельгии, Нидерландов, других стран Европы. Недавняя постановка Георгия Ковтуна — опера «Князь Игорь» в Московском театре «Новая опера», лучшей оперной сцене российской столицы после Большого театра. В «Князе Игоре» Георгий Анатольевич поставил знаменитые половецкие пляски.

Но живя и работая в Санкт-Петербурге, осуществляя оперные и драматические постановки и создавая балеты по всему миру — в Москве и Питере, Новосибирске и Киеве, Омске, Красноярске и Казани, во Франции, Шотландии, Румынии, Германии, США, Георгий Анатольевич остается одесситом и по рождению, и по духу.

У себя на малой родине постановщик опер, мюзиклов, театральных и даже цирковых представлений создал спектакли, которые стали визитными карточками театральной Одессы. Девять лет на сцене Одесской оперетты с успехом идет рок-опера «Ромео и Джульетта». А в Русском театре мюзикл «Вий» шестой год подряд собирает полные залы. А еще он поставил в Одессе потрясающий детский спектакль «Пеппи Длинныйчулок», рок-оперу «Кентервильское привидение», мюзикл «Степан Разин». И вот опять грядет музыкальная премьера.

Нужно сказать, что своим успехом эти театральные постановки обязаны тандему двух талантливых людей, двух одаренных одесситов — режиссера-постановщика Георгия Ковтуна и безвременно ушедшего из жизни четыре года назад театрального композитора Евгения Лапейко. Идею поставить рок-оперу «Девушка и Смерть» по романтической сказке Максима Горького Георгий Анатольевич вынашивал давно и считает это данью памяти друга.

— С Женей мы познакомились еще в юности, дружили лет с шестнадцати, — рассказывает Г.Ковтун. — Вся одесская молодежь тогда крутилась в Портклубе, во Дворце моряков, Доме культуры политеха. Мы были помешаны на музыке «Beatles», на рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Мы переписывали ее друг у друга, собирались вместе, чтобы послушать запрещенные в те годы ритмы, переводили тексты. А потом загорелись создать что-то свое, на родном литературном материале. Первые рок-оперы в Одессе писали Женя Лапейко и Леня Волох. Леня написал «Аэлиту». А Женя — «Девушку и Смерть».
Женя Лапейко тогда вернулся из Челябинска, с рок-фестиваля, в котором он участвовал со своей группой «Молодость». И у него возникла идея поставить на сцене раннее романтическое произведение Горького, написанное в декадентском ключе, — «Девушка и Смерть».

Так тридцать три года назад, в 1978 году, на сцене Дворца культуры Одесского политехнического института впервые прозвучала рок-опера «Девушка и Смерть». Ее автором был молодой Евгений Лапейко, а поставил спектакль молодой Владимир Подгородинский, ныне художественный руководитель и режиссер Санкт-Петербургского государственного театра рок-оперы. Леонид Волох в нем исполнял партию рассказчика. А молодые Георгий Делиев и Борис Барский тогда участвовали в массовке.

— Вы не представляете, что творилось на этих спектаклях. Чего стоило достать туда пригласительный билет! Музыка Лапейко зажигала всех. И мне запала в душу, вошла в кровь. Раз услышав, ее уже было невозможно забыть, — говорит Георгий Ковтун. — Кстати, на днях, будучи в гостях, я встретил первых зрителей того легендарного спектакля. Так вот, они, узнав, что в Одессе вновь ставится «Девушка и Смерть», стали напевать целые музыкальные темы со словами!

Кстати, пройдет совсем немного времени после первой постановки рок-оперы, и в Одессе произойдет еще одно чудо: рок-музыка впервые прозвучит со сцены классического театра. Георгий Ковтун тогда поставил в Одесском оперном балет «Валентина» на музыку Евгения Лапейко.

— Женя тогда ликовал, говорил: если моя музыка зазвучит на сцене Оперного театра (в котором в свое время работали его родители, сестра), то так и быть: на премьеру я надену костюм с галстуком, — смеется Георгий Анатольевич.

С тех самых далеких семидесятых Георгий Ковтун поставил много спектаклей на музыку Евгения Лапейко: «Вий», «Степан Разин», «Ромео и Джульетта», «Пеппи Длинныйчулок». Но первая рок-опера, как первая любовь, затмевает все, потому что первая. Один раз мечта сбылась. Лет тридцать назад Ковтун уехал на край света — на Чукотку. Там организовал ансамбль «Эргырон». И поставил «Девушку и Смерть». Но хотелось увидеть этот спектакль в Одессе. Не раз Ковтун обращался с таким предложением к руководителям театров. Но отклика не находил, все как-то откладывалось в долгий ящик.

— Я понимаю: мои спектакли хлопотные. В других дважды сменят декорацию — и всех дел. А в моих постановках всем техническим работникам в поте лица приходится носиться оба действия, чтобы все работало, крутилось, опускалось, поднималось, чтобы достигался нужный эффект, — рассказывает режиссер.

И тогда было решено ставить «Девушку и Смерть» на той же сцене, что и в 1978 году, — Дворца культуры Одесского национального политехнического университета. И работа закипела. Один из лучших театральных художников Санкт-Петербурга Ирина Сафронова выполнила эскизы костюмов, которые шьют в одесских цехах. Готовятся декорации. Ведутся ежедневные репетиции.

— Наш технически сложнейший спектакль представляет собой синтез искусств. Будет живой звук, в спектакле задействованы настоящие музыканты — известная одесская рок-группа «Overheat». Ее руководитель Сергей Дмитриев исполняет в спектакле одну из главных ролей, — говорит Георгий Ковтун. — Кроме того, он является аранжировщиком рок-оперы. Не нарушая музыки Евгения, сохранив концепцию спектакля, созданного тридцать три года назад, он представил новую, современную версию, написал партии для четырех гитар и ударных. В спектакле также участвует лидер рок-группы «Аграфена» Сергей Кистеров.

На сцене будет настоящий балет, балетная группа включает шестнадцать человек. Будет задействован детский хор «Забава», в составе которого сорок уча-стников. Хор в этом году уже завоевал три Гран-при на различных конкурсах. Коллектив подобрался фантастический, все работают с огромной отдачей и энергией ради любви к искусству, из любви к музыке Лапейко. Раньше я всегда ставил спектакли с коллективом, который мы с Женей собрали еще девять лет назад. Сейчас это новая группа молодых талантливых людей, три состава актеров. Мария Зейбель, одесский зритель знает ее по спектаклям «Кентервильское привидение» и «Пеппи Длинныйчулок», исполняет партию Девушки, Роман Глущенко — партию Смерти.

Новая рок-опера стала масштабней: если тридцать три года назад это был одноактный спектакль, то сейчас готовится полноценный спектакль в двух действиях. Премьера назначена на 14, 15 и 16 июня. Кстати, рок-опера «Девушка и Смерть» идет сейчас и в Петербурге в постановке Владимира Подгородинского. Он поставил ее в студенческом театре на Моховой.

Участник нового спектакля детский хор «Забава» создан при детской музыкальной школе № 3, которой руководит Елена Тихонова, вдова композитора Е. Лапейко. Она, как никто, радуется предстоящей премьере. И волнуется.

— Мы надеемся, что новый спектакль получится достойным и встанет в ряд любимых зрителями спектаклей, созданных режиссером Георгием Ковтуном на музыку композитора Евгения Лапейко, — говорит Елена Тихонова. — Старые рокеры вспомнят этот спектакль и получат удовольствие. А молодое поколение удостоверится, что рок-традиции в Одессе по-прежнему живы. Одесский зритель знает, что имя Георгия Ковтуна на афише — это как знак качества. В каждом его спектакле — своя философия. «Конек» Ковтуна — сложные трюки. В его постановках все движется, и каждое движение подчинено идее и созвучно музыкальному материалу. Ведь он, прежде всего, режиссер музыкального театра, где все подчинено эмоциональной волне, магии звука, которая обязательно достигает сердца зрителя.

Можно только сожалеть, что сегодня «Степан Разин» исключен из репертуара Русского театра по непонятным причинам. Не увидишь там уже и детскую оперу «Пеппи Длинныйчулок» на музыку Лапейко. Но с декабря 2010 года этот спектакль идет на сцене театра «На Нежинской». В своем Отечестве пророков нет?

Евгений Лапейко, которому сегодня исполнилось бы пятьдесят девять лет, написал для детей не только это произведение. В Петербурге на музыку нашего земляка поставлена рок-опера «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Еще две оперы по сказкам К.Чуковского «Муха-Цокотуха» и «Бармалей» ждут своего часа. Они могли бы стать украшением репертуара одесских театров. Но главная мечта Елены Тихоновой-Лапейко, что когда-нибудь в Одессе будет поставлено его последнее предсмертное произведение — рок-опера «Ариадна» по поэтической драме Марины Цветаевой «Нить Ариадны»:

— Это лучшее, что написал Евгений Лапейко. И очень хочется, чтобы эти его ноты не канули в Лету.

А в следующем театральном сезоне Георгий Ковтун надеется порадовать зрителей постановкой оперы «Кармен» на сцене Одесского национального академического театра оперы и балета.

Наталья БРЖЕСТОВСКАЯ, «Юг».

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат