05.05.2011 | Это любопытно

Одесситы на древнерусской ладье покорят Европу

В Одесской области энтузиасты строят древнерусскую ладью. «Анна Ярославна» — так называется новый проект одесского Центра исследования истории мореплавания.

Этот Центр, напоминает газета «Сегодня», известен своими путешествиями на собственноручно изготовленных копиях древних и средневековых кораблей.

Судно назовут в честь дочери Ярослава Мудрого, которая после брака с Генрихом I Капетингом по меньшей мере четверть века была королевой Франции (короновали ее в 1051-м году). Как считают историки, наша соотечественница является предком почти всех европейских монархов и даже нескольких американских президентов, включая Джорджа Вашингтона, отца и сына Бушей!

НА ЛАДЬЕ — В БРЕСТ. Строительство ладьи началось в этом году, рассказал «Сегодня» руководитель Центра, историк и путешественник Игорь Мельник. Реконструкторы уже пошили для судна красно-зеленый парус с желтым крестом и вытесали из дуба килевую балку с форштевнем и ахтерштевнем (носовая и кормовая части). Сейчас все детали находятся в Рени, где местный лодочный мастер Андрей Федорович изготавливает шпангоутный набор («ребра» корабля).

На июль мореходы запланировали сборку «Анны Ярославны», а в августе-сентябре займутся обшивкой. В мае 2012 года ладью спустят на воду, и когда она, впитав влагу, что называется, «забухнет» — испытают. А уже в июле любители старины поедут на морской международный фестиваль во французский Брест. «Туда мы нашу «княгиню» доставим автотранспортом, поучаствуем в фестивале, а потом совершим беспрецедентный переход из Франции в Украину по речкам и каналам Европы. Через Германию, Польшу и, возможно, Беларусь. Это очень сложное путешествие, ведь только в Польше надо будет преодолеть 70 шлюзов, каждый потребует колоссального труда!», — говорит Мельник.

Длина будущей ладьи — 12 метров, ширина — 2,5 м, вес — 4 тонны. На судне предусмотрено десять гребных мест, экипаж составит 12 человек, плюс корабельная такса Джина. Носовую и кормовую части украсит одесский художник Игорь Ивченко — автор скульптурной композиции «Тетя Соня» на Привозе.

«Сейчас идут дискуссии о носовой фигуре, — поведал нам ваятель. — Я предложил изобразить Анну в виде Алконоста — райской птицы-девы из византийской и славянской традиций. Это будет женщина в княжеском одеянии с устремленными вверх крыльями. Одной рукой она прижимает к груди Рейнское Евангелие, кириллическую Библию, на которой присягали французские короли (и которую после королевы смог прочитать только гостивший во Франции 7 веков спустя Петр Великий — Авт.); второй — совершает благословляющий жест. Кормовая фигура будет выполнена в виде хвоста птицы. Но не все с этим согласны. Некоторые указывают на не совсем христианский, языческий характер образа Алконоста, хотя изображения этого мифического создания есть в Юрьевском Евангелии XII в».

«ОДИССЕЙ» — В ТРОЮ. «Анна Ярославна» — это уже девятое историческое судно, созданное Центром истории мореплавания. Первым их проектом была древнегреческая диера «Ивлия», спущенная на воду в 1988-м году и совершившая шесть походов. По речным системам она дошла до Парижа, побывала в Средиземном и Северном морях. Параллельно участники экспедиций проводили разнообразные исследования — от медицинских до океанографических. «Я загорелся этим делом после посещения Змеиного в составе первой научной экспедиции на этот остров, хотя до этого интересовался в основном историей колесного транспорта», — вспоминает Игорь Мельник.

В 1993-м году Центр построил средневековый двухмачтовый полиакр «Одесса» — на таких покоряли моря генуэзские и венецианские купцы. Потом был финикийский корабль «Мелькарт», еще одна греческая галера «Персей», каркасные лодки «Меотида» и «Тигр» (последняя обтянута кожей), камышовая ладья «Фера» и другие. К каждому творению моряки-историки относятся как к живому существу: «Да они и есть живые. Не зря древние рисовали в носовой части глаза — чтобы судно видело, куда идет. Когда проведешь столько времени в море, сколько мы, переживешь столько штормов — перестаешь быть материалистом, начинаешь верить в такие вещи, какие раньше никогда не верил», — говорит Мельник.

Возводя «Анну», ребята продолжают и начавшийся в 2004-м проект «Одиссей». Это реконструкция однодеревного суденышка бронзового века, которым предположительно пользовались т.н. «народы мира». Разноплеменные эти «народы» спустились из центра Европы к берегам Малой Азии, где, по одной из версий, разорили Трою (знаменитая Троянская война, описанная Гомером в «Илиаде») и уничтожили Хеттское царство. В 1173-м году до новой эры пришельцы потерпели поражение от армии и флота египетского фараона Рамзеса III. По одному из барельефов на стенах усыпальницы Рамзеса соратники Мельника и воспроизвели лодку. В этом году «Одиссей» повторит путь «народов моря» от болгарской Варны до руин Трои на западном побережье Анатолии.

А еще Игорь Мельник (у него — докторская степень по истории) недавно выпустил объемистую энциклопедию по истории транспорта и путей сообщения до XX-го века.

«ЧУЖИХ БОГОВ ЛУЧШЕ НЕ ПРИЗЫВАТЬ». Аутентичные в их путешествиях — только сами суда. Путешественники не переоблачаются, как наземные реконструкторы, в древние костюмы, не воспроизводят древние обряды («Не стоит призывать чужих богов — вдруг придут», — шутят они). Пищу готовят на современной газовой плитке, а ладьи и диеры ведут с помощью GPS.

«Иначе нас бы просто не выпускали из портов, да и не обладаем мы теми знаниями и опытом, которые позволяли древним ходить по морям, ориентируясь только по звездам, Солнцу, направлению ветра и приметам, — вздыхает Мельник. — Надо сказать, что даже с современными приборами их умений нам очень не хватает. К примеру, за румынским портом Сулина нас на «Одиссее» страшным штормом выбросило на берег, хотя за час до этого погода была прекрасная, а барометр и в ус не дул. Но накануне закат был красный — солнце в тучу село. Только потом, когда с помощью румын пытались дотащить лодку обратно в воду, я вспомнил старое морское поверье: «Если солнце село в тучу, жди, моряк, большую бучу». Так что не во всем мы древних превосходим».

Олег Константинов.

Газета "Сегодня"

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат