12.04.2011 | Наука

В прошлом растений нашли два «больших взрыва»

Ученые обнаружили в истории земных растений два «больших взрыва» - периода, после которых разнообразие флоры резко возросло. Работа исследователей опубликована в журнале Nature.

Коротко о ней пишет портал ScienceNOW. В настоящее время разнообразие растений на Земле очень велико. Большое число различных видов возникло благодаря существенному количеству генов, которые могли изменяться, порождая разнообразие форм. Увеличение числа генов у растений часто осуществляется за счет их удвоения - причем дуплицироваться могут целые геномы. Один такой эпизод удвоения уже был известен ученым - он произошел около 135 миллионов лет назад.

Авторы новой работы решили проанализировать подобные удвоение генов у растений. Ученые искали дуплицированные гены и сравнивали такие последовательности у различных групп растений. Если у двух видов некий ген оказывался удвоенным, исследователи делали вывод, что эволюционные ветви этих двух растений разделились уже после того, как произошла дупликация.

Сравнение и построение эволюционных деревьев показало, что в истории растений, помимо уже известного эпизода дупликации, удвоение генов происходило как минимум дважды - 200 миллионов и 320 миллионов лет назад. Совсем недавно другой коллектив ученых изучил останки древнего лютика, которые немного прояснили вопрос происхождения цветковых растений.