29.03.2011 | Наука

В Антарктике найден паразитирующий на других вирусах вирус

Ученые обнаружили в соленом антарктическом озере вирусы, паразитирующие на других вирусах. Работа исследователей опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ее краткое изложение приводит портал Nature News. Специалисты определяли последовательность так называемого коллективного генома микроскопических обитателей озера Organic Lake (Органическое озеро), которое находится на востоке Антарктиды. Ученые отбирали образцы живых организмов и расшифровывали их ДНК, после чего определяли в общей генетической массе фрагменты индивидуальных геномов.

В числе прочих геномов ученые обнаружили геномы гигантских вирусов из группы фикоднавирусов, которые паразитируют на водорослях. В ДНК фикоднавирусов авторы обнаружили вкрапления генетического материала, напоминающего ДНК вируса Sputnik, который паразитирует на других вирусах. Sputnik был впервые обнаружен в 2008 году - он обитал в клетках амеб, живущих в башенном охладителе в Париже, и для своего размножения использовал гены гигантского мамавируса, также живущего в амебах.

Тот факт, что геном большого вируса содержит фрагменты генома меньшего вируса (он был назван Organic Lake Virophag (OLV) - вирофаг Органического озера), указывает, что последний паразитирует на первом, и что эти два вируса долгое время сосуществовали вместе (для вирусов характерно «заимствовать» фрагменты ДНК друг у друга). Ученые полагают, что, сдерживая развитие фикоднавирусов, OLV способствуют размножению и процветанию водорослей.

С тех пор, как паразитизм среди вирусов был впервые обнаружен, специалисты нашли уже несколько примеров этого явления. Так, в марте 2011 года другой коллектив авторов описал вирус, названный Mavirus, который паразитирует на вирусах CroV - обладателях самого большого генома среди всех известных на сегодня вирусов. CroV поражают организмы Cafeteria roenbergensis, которые являются одними из самых распространенных представителей зоопланктона.

Исследователи не исключают, что родственные Sputnik вирусы-паразиты могут обитать по всему миру - ДНК OLV была обнаружена в коллективных геномных базах данных организмов, обитающих в другом антарктическом озере (Ace LAke), в лагуне Пунта Корморант (Punta Cormorant) на Галапагосских островах, а также в заливе Дэлавер.