18.10.2010 | Наука

На арктическом дне обнаружили живые бактерии возрастом 100 миллионов лет

На арктическом дне ученые обнаружили бактерии, которые провели в состоянии анабиоза целых 100 миллионов лет. Нашли их совершенно случайно, пишет ИА «Росбалт».

Микроорганизмы находились в осадочном грунте породы, образец которой был взят недалеко от острова Шпицберген (Норвегия). Обнаруженные бактерии – одни из самых выносливых микроорганизмов, сообщает 7d.org.ua. Они способны переносить как экстремально низкие, так и высокие температуры. В неблагоприятных условиях бактерии впадают в спячку, пока их не занесет в более «удобное» для жизнедеятельности место. Причем спать они могут и 100 миллионов лет.

Ранее сообщалось, что ученые из Медицинской школы при Кардиффском университете обнаружили новый ген, который превращает любую бактерию в устойчивую ко всем известным сегодня антибиотикам, включая карбапенемы — класс бета-лактамных антибиотиков, которые имеют широкий спектр антимикробной активности.

Ген New Delhi metallo-beta-lactamase (NDM-1) выявлен у британцев, вернувшихся на родину после оказания им медицинских услуг в Индии или Пакистане. Кроме того, он был найден у жителей Австралии, Канады, США, Нидерландов и Швеции.

Самое опасное то, что ген NDM-1 может передаться бактериям, и без того устойчивым ко многим антибиотикам, а это приведёт к появлению и распространению инфекций, не поддающихся лечению. Благодаря британцам, которые посещают Индию ради косметических операций, супербактерии могут очень быстро распространиться по миру и вызвать эпидемии.

Также ученые выяснили, что у обычных бактерий есть «носы», которые реагируют на запахи. Как передает портал Innovanews, исследование показало, как определенные бактерии обнаруживают конкурентов, отлавливая потоки химических веществ в воздухе.

Бактерии могут видеть (реагировать на свет), осязать (реагировать на физический контакт), чувствовать вкус в процессе прямого контакта с химическими веществами среды и обонять (обнаруживать молекулы в воздухе). Единственное недоступное им чувство — это слух.

В ходе лабораторных испытаний ученые обнаружили, что два конкурирующих вида бактерий в почве, Bacillus subtilis и Bacillus licheniformus, реагировали на аммиачный запах друг друга. Каждая из разновидностей начала вырабатывать биопленку или слизь, с помощью которой отдельные бактерии объединяются и колонизируют область, прогоняя конкурентов. Когда расстояние между двумя колониями бактерий стало больше, интенсивность реакции понизилась.