09.09.2010 | Культура

Рим и Флоренция не могут поделить статую Давида

В Италии разгорелся спор между властями страны и мэрией Флоренции. Поводом к конфликту послужил вопрос о принадлежности знаменитой статуи Давида работы Микеланджело Буонарроти.

Не все знают, что скульптура Давида, выставленная на площади Синьория во Флоренции — всего лишь копия. Она, конечно, удивительно точна: те же пропорции, тот же оттенок, то же место. Сегодня каждый может представить, какое чудо предстало глазам изумленной флорентийской публики 8 сентября 1504 года. Но как бы ни хороша была копия, Давид только один. Только в галерее Академии, глядя на теплый каррарский мрамор, начинаешь испытывать признаки болезни. Ученые называют ее «Давидомания». Ей подвержены абсолютно все, но, судя по последним публикациям в прессе, министры ей подвержены в особо острой форме.

У Давида искажены пропорции, между позвоночником и правой лопаткой не хватает мышцы, отбиты пальцы на левой ноге (в 1991 году на статую напал вандал с молотком), но для министерства культуры Италии — это самая красивая статуя в мире. Давид — собственность государства, вдруг объявили государственные адвокаты, порывшись в пыльных архивах. По их версии, именно Италия, а не столица Тосканы стала правопреемницей Флорентийской республики после объединения страны в 1861 году.

«Против моей воли я вовлечен в абсурдный и неуместный спор. Давид — символ не только Флоренции, но всей Италии. Это так мелко — обсуждать, чей Давид, но мы поработаем с городскими властями, чтобы прояснить ситуацию», — заявил министр культуры Италии.

Как бы ни деликатничал министр, запрос уже находится в суде, а мэр Флоренции вступил на тропу войны. Его кабинет в палаццо Веккьо с удивительными фресками, паркетом, скульптурами — такая же ценность, как и Давид. Как считает Маттео Ренци, государственным юристам просто было нечем заняться в отпуске.

В 1871 году, когда Рим стал столицей Италии, был выпущен специальный указ: дворец, все его содержимое и статуя Давида остается в собственности города. Так завещала последняя из династии Медичи. «Если кто-то попытается отобрать у нас Давида и уж тем более перенести его куда-нибудь, здесь случится революция. В документах четко и ясно говорится — Давид наш», — заявил мэр.

Молодым и перспективным мэрам такие скандалы всегда на пользу. Но в этой истории присутствует не только реклама. 8 миллионов евро заплатили туристы в прошлом году за вход в галерею. Давид — самая копируемая статуя. Его продают за один евро на каждом углу, за 50 — в антикварных лавках. Он стоит в Пушкинском музее, а в музее Виктории и Альберта на случай визитов королевы памятник снабдили фиговым листочком.

«Нельзя только зарабатывать деньги. Давид требует постоянных инвестиций, ухода и регулярных научных исследований. Человек и так наделал много ошибок в прошлые века. Здесь мы за него спокойны», — говорит Франка Фаллетти, директор флорентийского музея «Galleria dell Accademia». Как считают историки искусства, в начале XVI века Давид был ультрамодным. Статуя символизировала соперничество Флоренции с влиятельными городами, и прежде всего с Римом. Чтобы ни решил суд, вопрос о национализации Давида вновь вернул памятнику прежнюю актуальность.

Источник — «Вести.Ru»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки