03.08.2010 | Наука

Археологи собираются спасать «Юнкерс», лежащий на дне Одесского залива

В августе – сентябре подводные археологи намерены совершить очередную экспедицию на немецкий самолет «Юнкерс-52», сбитый в небе над Одессой в начале Великой Отечественной войны, летом 1941 года.

Об этом сообщил корреспонденту агентства «Вікна-Одеса» директор департамента подводного наследия Института археологии Национальной академии наук Украины Сергей Воронов. Напомним: самолет был обнаружен на дне Одесского залива приблизительно в 8 км от Воронцовского маяка в 2008-м. А в прошлом году удалось точно его идентифицировать.

Как ранее сообщалось, историки давно располагали сведениями о том, что в 1941 году в воздушном бою вблизи Одессы был сбит «Юнкерс-88», который выполнял боевую задачу по бомбардировке кораблей Черноморского флота, стоящих на внешнем рейде. Самолет упал в море и затонул. Именно за него и была принята подводная находка. Однако после оказалось, что эта версия — ошибочна.

«В ходе плановой экспедиции нашего департамента было обнаружено, что это совсем не бомбардировщик и не «Юнкерс-88», а достаточно редкая для наших широт машина — «Юнкерс-52», — рассказал С. Воронов. — В годы Второй мировой войны он использовался больше как военно-транспортный самолет, самолет-разведчик». Затонувшая машина представляет собой большой интерес для науки еще и потому, что сохранилась примерно на 70%.

Ранее предполагалось в ходе масштабной экспедиции поднять самолет, законсервировать, обезопасив от воздействия агрессивной для найденных в море артефактов среды, и превратить в музейный экспонат. Однако сейчас, по словам С. Воронова, исследователи вынуждены эти планы скорректировать. «Еще не определено, какой музей может принять машину, у которой размах крыльев составляет 30 метров, и на консервацию которой надо пару миллионов гривен, — пояснил специалист. — Поэтому в настоящее время речь идет не о подъеме самолета как таковом, а о его перемещении».

Необходимость проведения таких работ вызвана тем, что «Юнкерс» лежит на месте якорной стоянки, якоря уже дважды попадали на самолет, повредив его. «Честно говоря, все эти десятки лет просто везло, что ни один капитан не произвел «прямое попадание» в объект. Но если это все же произойдет, он будет разнесен в клочья», — отметил С. Воронов. Так что, пока исследователи собираются расчистить самолет от ила, «расчленить» на отдельные фрагменты, переместить на новое, безопасное для «Юнкерса» место и оставить под водой — до лучших времен.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки