16.07.2010 | Наука

Гену сперматогенеза оказалось 600 миллионов лет

Ученые установили, что ген, необходимый для производства сперматозоидов, возник около 600 миллионов лет назад и является общим для всех более или менее эволюционно продвинутых животных.

Работа исследователей опубликована в журнале PLoS ONE. Коротко о ней пишет портал Science News. Процесс образования сперматозоидов у самых разных живых организмов протекает по более или менее общей схеме. Ученые предполагали, что он должен находиться под контролем генов, возникших в эволюции только один раз, однако до сих пор у исследователей не было однозначных доказательств в пользу такой гипотезы.

Авторы новой работы провели генетический анализ животных, отстоящих очень далеко друг от друга на эволюционной лестнице. В их геномах искали последовательности ДНК, характерные для присутствующего у человека гена DAZ и его более древних вариантах BOULE и DAZL, найденных у других организмов. У людей мутации в гене DAZ приводят к бесплодию у мужчин (мутантный ген является причиной от 10 до 15 процентов всех случаев мужской стерильности).

Специалисты проверили на наличие «нужных» последовательностей представителей всех основных филогенетических групп организмов, в частности хордовых (человек, мышь, курица, акула), оболочников (асцидии), головохордовых (ланцетник), иглокожих (морской еж), полухордовых (кишечнодышащее существо Saccoglossus kowalevskii), губок, членистоногих, моллюсков.

Ученые обнаружили последовательности, сходные с последовательностью гена BOULE, у животных из множества групп организмов, включая кишечнополостных, ветвь которых отделилась от ветви, ведущей к человеку, около 600 миллионов лет назад. Ген BOULE не был найден у растений, грибов и губок (авторы отмечают, что отсутствие «нужной» последовательности у губок может объясняться тем, что единственный частично расшифрованный геном губки Amphimedon queenslandica неполон).

Специалисты показали, что этот ген задействован в сперматогенезе, а не в других процессах, проверив, где именно синтезируется кодируемый этим геном белок в организме мышей. Исследователи выяснили, что белок присутствует только в яичках, а при внесении мутации в ген BOULE здоровые самцы мыши не могли оставить потомство.