16.07.2010 | Медицина

Ученые вернули мышам зрение с помощью генов архей

Ученые вернули мышам зрение с помощью фоточувствительного белка, сообщает Physorg. Исследование провела группа специалистов из Швейцарии, Франции, Германии, Ирландии и США.

Отчет о работе группы под руководством Ботонда Роска из швейцарского Института имени Фридриха Мишера опубликован в журнале Science. Для исследования ученые взяли мышей, страдающих наследственным заболеванием сетчатки, при котором нарушается светочувствительность фоторецепторов глаза (колбочек). В сетчатку грызунов исследователи внесли гены архей (примитивных одноклеточных организмов, близких к бактериям, но выделяемых в отдельное царство), которые отвечают за выработку фоточувствительного белка халородопсина.

В результате колбочки в сетчатке больных мышей начали самостоятельно вырабатывать халородопсин, что привело к восстановлению светочувствительности рецепторов. Оценив поведение грызунов после генной терапии, ученые пришли к выводу, что животные вновь обрели способность видеть. После этого исследователи аналогичным образом смогли восстановить светочувствительность клеток сетчатки человека в лабораторных условиях.

Несмотря на успешное применение генной терапии, восстановленные колбочки, в отличие от здоровых фоторецепторов, утратили способность адаптироваться к условиям различной освещенности. По словам Ботонда Роска, лучше всего колбочки реагировали на ярко-желтый свет, аналогичный солнечному в безоблачный день.

Для того чтобы обойти это препятствие, исследователи планируют разработать специальные очки со встроенными светочувствительными камерами, которые будут регулировать интенсивность света, поступающего в глаз пациента.