12.06.2010 | Скандал

Министр культуры уволил руководителя Одесской оперы

Министр культуры и туризма Михаил Кулиняк подписал заявление об уходе, которое подал исполняющий обязанности директора Одесского национального академического театра оперы и балета Анатолий Дуда.

Об этом сообщил сегодня сам глава ведомства после встречи с коллективом театра, прошедшей за закрытыми дверями (прессу на нее не допустили). По словам М. Кулиняка, министерство рассматривает ряд кандидатур на пост директора Оперы. Не исключено, что это будет специалист из другого города. Представить его коллективу министр пообещал лично — в ходе следующего визита в Одессу. Когда будет названо имя нового руководителя, М. Кулиняк не уточнил, сказав лишь, что это может произойти как в конце июня, так и в начале следующего театрального сезона.

Ранее исполняющий обязанности директора театра А. Дуда и и. о. художественного руководителя Алексей Ботвинов обнародовали совместное заявление. В нем авторы обратились к властям страны и города с просьбой «занять жесткую позицию и навести порядок» в Одесском национальном театре оперы и балета. «Мы не можем двигаться вперед, поскольку нам самим не под силу разрешить конфликт с «темными силами» в театре», — признали руководители учреждения.

Напомним: очередной скандал в одесском театре возник вокруг премьеры оперы Джакомо Пуччини «Турандот» — самой ожидаемой постановки нынешнего сезона, накануне показа оказавшейся под угрозой срыва. Назвав сложившуюся ситуацию «настоящим бунтом» и саботажем, А. Ботвинов заявил, что снимает с себя полномочия худрука Одесской оперы. По его словам, инициаторами скандала, направленного как против него лично, так и против известного немецкого режиссера Кристиана фон Гетца — постановщика «Турандот», стала группа сотрудников во главе с заместителем директора театра Светланой Холденко и дирижером Оперного Александром Самуилэ.

Без ведома режиссера-постановщика они потребовали от исполняющего обязанности директора театра А. Дуды изменить основной актерский состав спектакля. Замдиректора запретила пускать художественного руководителя и режиссера в театр. Кроме того, немецкий постановщик с супругой были спешно выселены из квартиры, арендованной для них театром.

Постановщик обратился за помощью к немецким дипломатам, а те, в свою очередь, за разъяснениями — к С. Холденко. Объяснение свелось к следующему: одного из самых востребованных режиссеров Европы не пустили в одесский театр, опасаясь, что он… повредит декорации. «Этот финал — самое худшее, что вообще могло произойти в театре», — резюмировал К. фон Гетц. А А. Ботвинов спрогнозировал, что теперь «ни один приличный зарубежный режиссер не поедет в Одесский оперный». После вмешательства Министерства культуры премьера все-таки состоялась, пройдя с большим успехом.

Между тем экс-руководитель театра Сергей Проскурня, ранее скандально смещенный с этой должности, считает положение дел в Оперном «закономерным». «Очевидно, что господин Ботвинов находится в такой же ситуации, как и я, вплоть до того, что его родной человек, отчим (А. Дуда, — прим. ред.), принял сторону воинствующих консерваторов. Все, что было до сегодняшнего дня, — затянувшаяся случайность. В октябре 2009 года коллегия Министерства не рекомендовала господина Ботвинова на пост руководителя театра. Это зеркальная композиция, только ситуация Ботвинова хуже, чем моя. Обречен любой человек, попадающий в эту среду», — цитирует С. Проскурню Интернет-газета «Взгляд из Одессы».

Напомним: до сих пор не поставлена точка и в истории его собственных отношений с Оперным. Обязанности генерального директора — художественного руководителя театра С. Проскурня исполнял с апреля прошлого года. 30 июня он был утвержден в должности.

Часть коллектива, включая ряд ведущих солистов, недовольная политикой нового начальника в кадровых и творческих вопросах, потребовала увольнения киевлянина. И добилась этого после встречи с Премьером Юлией Тимошенко. Она назначила Народного артиста Украины, солиста театра Анатолия Дуду и. о. директора театра. 14 июля соответствующий приказ подписал министр культуры Василий Вовкун.

В свою очередь, С. Проскурня заявил, что попросит Генеральную прокуратуру и Министерство внутренних дел проверить административно-хозяйственную деятельность «храма муз». Представители коллектива, поддерживающие киевлянина, утверждают, что располагают фактами, которые можно трактовать не только как нарушения финансовой дисциплины, но и как «деяния с признаками преступных».

Ответственность за происходящее, по их мнению, лежит на заместителе директора учреждения по основной деятельности С. Холденко («теневом директоре»). В частности, речь идет о том, что исчезла значительная часть музыкальных инструментов, полученных театром к открытию после реконструкции. Множество нарушений накопилось в связи с «левыми» спектаклями — прежде всего, с одноактными балетами для иностранных туристов с теплоходов, заходивших в Одессу. «Определенную часть маститых артистов, работников театра такое положение дел вполне устраивало, так как обеспечивало безбедное существование им, женам и приближенным», — уверены сторонники С. Проскурни.

Сам же экс-руководитель обратился в Приморский районный суд — с иском, в котором требует восстановления в должности генерального директора — художественного руководителя одесской Оперы. Иск предъявлен Министерству культуры и туризма Украины и Одесскому национальному академическому театру оперы и балета. Судебные заседания неоднократно переносились. Очередное должно состояться 16 июня.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки