31.05.2010 | Наука

Астрономы: в недавнем прошлом Нептун столкнулся с кометой

Астрономы обнаружили новые доказательства того, что в недавнем прошлом Нептун столкнулся с кометой. Свои соображения ученые высказали на встрече Американского астрономического общества в Майами.

Статья с описанием работы принята к публикации в журнал Astronomy and Astrophysics. Коротко исследование описано на портале Nature News.

Авторы работы анализировали данные об атмосфере планеты, переданные орбитальным телескопом «Гершель». Ученые установили, что стратосфера Нептуна содержит аномально много угарного газа — CO. Этот факт может иметь несколько возможных объяснений, из которых наиболее популярными являются два. Одно предполагает, что угарный газ поступает в атмосферу из какого-то постоянного источника на поверхности планеты. Согласно второй версии, CO был принесен кометой, которая столкнулась с Нептуном.

Новые данные о распределении угарного газа в атмосфере подтверждают вторую гипотезу: в стратосфере его концентрация намного выше, чем в тропосфере - атмосферном слое, расположенном ниже стратосферы. Согласно расчетам специалистов, столкновение произошло около 200 лет назад, а диаметр кометы составлял примерно два километра.

Ранее предположение о столкновении Нептуна с кометой было выдвинуто на основании данных наблюдений при помощи 30-метрового телескопа IRAM, расположенного на пике Велета в Испании, однако информация, полученная «Гершелем», более надежна.

Кометы — довольно обычное явление в Солнечной системе. Различают кометы с длительным и коротким периодами обращения вокруг Солнца. В одной из недавних работ было показано, что кометы с длительными — от 200 до нескольких миллионов лет — периодами обращения не представляют существенной опасности для Земли.