08.03.2010 | Культура

«Оскар»: страшно далеки они от народа…

Как и ожидалось, на 82-й церемонии вручения премий американской Киноакадемии многое было впервые. Так, впервые лучшим фильмом года была объявлена картина, провалившаяся в национальном прокате.

Впервые за золотой статуэткой поднялись на сцену Джефф Бриджес и Сандра Баллок. Ну, и главное, впервые лауреатом премии в категории «Лучший режиссер» стала женщина.

Задолго до оглашения списка лауреатов премии «Оскар» за 2009 год казалось, что особых сюрпризов, кроме тех, что могут преподнести ведущие Стив Мартин и Алек Болдуин, на самой церемонии ждать не стоит.

Не было причин сомневаться в том, что награда «настигнет» немецкого актера Кристофа Вальца, сыгравшего страшного в своей обаятельности нациста в фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Невозможно было представить, что американские киноакадемики рискнут оставить без «Оскара» большую черную женщину Мо'ник, вдохновлявшую цветное население страны своей ролью в фильме «Тужься» режиссера Ли Дэниелса.

Как-то не укладывалось в голове, что без золотой статуэтки может покинуть церемонию обладательница «Золотой малины 2010» и самая кассовая актриса прошлого года Сандра Баллок, ранее получившая все мыслимые награды за главную роль в картине «Невидимая сторона». И уж совершенно невероятным представлялось, что Киноакадемия наберется духу и не вручит первый «Оскар» художнику, фотографу, поэту, музыканту и просто одному из лучших характерных актеров современного кино Джеффу Бриджесу, сыгравшему и спевшему в картине «Сумасшедшее сердце».

С актерскими наградами так все и произошло, и вряд ли у кого-то из кинозрителей, которым посчастливилось видеть все эти фильмы, может возникнуть подозрение в предвзятости академиков.

Сюрпризы начались, когда делить трофеи стали два главных соперника - «Аватар» Джеймса Кэмерона и «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу. Женский триумф в категории «Лучший режиссер» еще был предсказуем. Естественно, кому-то могло показаться, что определению «лучшая режиссура» куда больше соответствует работа, скажем, Нила Бломкэмпа, снявшего неожиданный и свежий «Район №9», или Джейсона Рейтмана, подтвердившего свой высокий класс при помощи дорожной комедии «Мне бы в небо», или «Аватар»... ну, про это и так все все знают. Однако у академиков все же была уважительная причина присудить победу бывшей супруге Джеймса Кэмерона.

Не потому, что картина Кэтрин Бигелоу была на голову выше остальных девяти претендентов на награду, и не потому, что главное шоу киноиндустрии совпало с Международным женским днем, который отмечают в ряде стран мира.

Киноакадемия, по меткому замечанию Джеймса Кэмерона, просто оказалась не в силах удержаться от соблазна впервые в своей истории вручить даме «Оскар» в сугубо мужской номинации. Это еще можно хотя бы попытаться понять. Победу же «Повелителя бури» в категориях «Лучший сценарий», «Лучший монтаж», «Лучший звук» и «Лучший фильм года» ничем, кроме заговора, объяснить не получается.

Каким образом сочинение сценариста Марка Боала о нелегких саперских буднях оказалось лучше «кошерного порно« Квентина Тарантино или ироничной и тонкой истории братьев Коэнов? В чем именно монтаж «Повелителя бури» превзошел монтаж фильма «Район №9»? Что за специалисты признали звуки выстрелов и взрывов более сложными, чем голоса флоры и фауны Пандоры или скрежет «Трансформеров»? И наконец, кто-нибудь может объяснить, каковы вообще критерии отбора победителей в категории «лучший фильм года»?

Предположим, что зрительский интерес к картине - это не главное, и ее провал в прокате лишь иллюстрирует неспособность большинства отличить настоящее кино от технически совершенного аттракциона. Но почему же тогда зритель все-таки оценил год назад «Миллионера из трущоб», снятого за те же самые 15 миллионов долларов, что и творение Бигелоу, и заработавшего в 25 раз больше?

Предположим, у специалистов есть некая формула, соответствие параметрам которой и является залогом получения престижной кинонаграды. Но почему же тогда «Повелитель бури» не удостоился НИ ОДНОЙ премии «Золотой глобус», которая традиционно считается второй по значимости после «Оскара»? Бог с ним, с «Аватаром», но чем «Мне бы в небо» хуже шедевра Бигелоу?!

Ответы на эти вопросы знают только те, кто голосовал за ее картину. Нам же осталось лишь засвидетельствовать свое присутствие на втором акте прошлогодней комедии с «Темным рыцарем», когда фильм, получивший наивысший зрительский рейтинг и одобрение большинства критиков, даже не попал в число претендентов на награду. Напомним, что именно этот скандал заставил новое руководство Киноакадемии впервые за последние 60 лет увеличить число номинантов на «Оскар» в категории «Лучший фильм года» с пяти до десяти. Как выяснилось теперь, особого смысла в этом не было.

Отразится ли нынешнее торжество конъюнктуры над здравым смыслом и зрительскими симпатиями на регламенте главной кинопремии мира, покажет лишь время. Что точно не стоит делать, так это жалеть Джеймса Кэмерона, ибо человек, в активе которого есть не только награды всех достоинств, но и фильмы, кассовые сборы которых сравнимы с бюджетами космических отраслей некоторых стран, в жалости явно не нуждается.

Вот за Михаэля Ханеке и его «Белую ленту» как-то обидно. Быть может, именно его поражение и стало главным сюрпризом 82-й церемонии вручения премии «Оскар».

Андрей Воронцов, Лента.Ру

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки