11.01.2010 | Культура

Рентген помог ученым найти оригинал картины Ван Дейка

Ученые смогли выяснить, какая из двух картин «Святой Иероним и ангел», написанных в антверпенской студии Антониса Ван Дейка между 1618 и 1621 годами, является оригиналом, а какая — копией с него.

Об этом пишет The Art Newspaper. Одно из изображений святого Иеронима с ангелом находится в Национальном музее Швеции, второе — на долгосрочном хранении в роттердамском музее Бойманс — ван Бенинген. Полотно из Стокгольма находилось в собрании королевской семьи с 1746 или 1747 года, когда было заказано королем Адольфом Фредериком. Нидерландский Ван Дейк, в свою очередь, долгое время находился в частных собраниях и оставался практически неизвестным до 1972 года. Соответственно, дебаты о том, какой из двух «Иеронимов» был написана раньше, длились почти 40 лет.

В феврале 2009 года оба полотна впервые были «сведены вместе» в Стокгольме, для того чтобы их можно было сравнить друг с другом непосредственно. После этого специалисты из обоих музеев взяли образцы краски, а также провели рентгенографию и инфракрасную термографию полотен. Картина из Роттердама оказалась в лучшем состоянии; на стокгольмской в ходе предыдущих реставраций были повреждены лица персонажей и складки одеяния Иеронима.

Однако на картине из Голландии были обнаружены детали, присутствовавшие первоначально, однако затем закрашенные художником (так называемые пентименто). Так, выяснилось, что сначала плащ Иеронима доставал до земли, и видны были лишь ступни отшельника. Кроме того, Ван Дейк изменил и изображение ангела. Эти соображения, вкупе с более свободными мазками кисти, позволили считать картину из Бойманса — ван Бенингена оригиналом.

Тем не менее, пока остается неясным, каков был вклад Ван Дейка в копию из стокгольмского музея — принимал ли художник участие в ее создании или же картину целиком нарисовали его ученики, взяв более раннего «Иеронима» за образец.

Источник — Лента.Ру

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки