20.04.2009 | Политика

Нардеп Сергей Гриневецкий: «Коррупция стала средством управления государством»

Во всех странах СНГ коррупцию порождают бедность населения, недостаточное обеспечение государственной службы, отсутствие действенного гражданского контроля за деятельностью власти.

Такое мнение высказал народный депутат Украины от Блока Литвина, первый заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий. В интервью агентству он прокомментировал итоги состоявшегося в Санкт-Петербурге заседания Объединенной комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом Содружества независимых государств.

— Сергей Рафаилович, Вы уже не первый раз принимаете участие в подобного рода мероприятиях, которые организовываются в рамках Межпарламентской Ассамблеи (МПА) СНГ. Насколько плодотворным было нынешнее заседание?

— Прежде всего, хотел бы отметить очень насыщенную повестку дня состоявшегося заседания — 17 вопросов. Заслушивалась информация о ходе работы над проектами модельных законов, таких, как закон «О пограничной безопасности», «О государственной границе», «О противодействии экстремизму». Рассматривались также рекомендации по гармонизации и унификации законодательства государств-участников СНГ о государственной границе и о пограничных ведомствах, а также законодательства в сфере химической и биологической безопасности.

Причем, в центре внимания были не только вопросы, непосредственно связанные с темой борьбы с терроризмом. Например, в рамках комиссии идет работа над созданием проекта модельного Антидопингового кодекса. Сегодня вопрос борьбы с допингом обретает особую актуальность в работе международных спортивных организаций. Спорт недаром называют «войной в мирное время», потому что спортивные победы повышают престиж государства, а допинговые скандалы этот престиж подрывают. Причем масштабы этих скандалов с каждым годом разрастаются. Еще в 1999 году было создано Всемирное антидопинговое агентство со штаб-квартирой в Монреале, в 2006 году в ЮНЕСКО принята Антидопинговая конвенция, обязывающая страны-участницы проводить жесткую национальную антидопинговую политику. Совет Европы, членом которого, как известно, является Украина, также уделяет особое внимание этому вопросу.

Так вот, ситуация в большинстве стран СНГ в этой сфере внушает тревогу. По целому ряду параметров мы не соответствуем предъявляемым требованиям: практически нет законодательной базы, не ведется систематическая информационно-образовательная работа среди спортсменов и молодежи, не формируется общественно мнение против допинга. Все забывают, что допинг — это наркотик, наносящий ущерб здоровью человека.

Антидопинговая инспекция Олимпийского комитета России вышла с инициативой о разработке отдельного закона, а затем предложила Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по вопросам обороны и безопасности разработать модельный Антидопинговый кодекс. Работа над ним продолжается. Россия проявляет к этому вопросу серьезный интерес, учитывая предстоящую в 2014 году Олимпиаду в Сочи.

— Какие еще важные вопросы рассматривались в ходе заседания объединенной комиссии?

— Среди особо интересных, на мой взгляд, вопросов, я бы отметил работу над проектом закона «О защите детей от информации причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». Это крайне актуальная проблема. Информационные сводки буквально пестрят сообщениями о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, причем преступлений крайне жестоких и циничных. Причем это происходит не только на бывшем постсоветском пространстве, где достаточно сложная социальная ситуация. Посмотрите, что происходит в благополучных западных странах. Едва ли не раз в месяц поступает информация о том, что какой-нибудь подросток расстрелял то своих соучеников, то напал на учителей. Это страшно.

И причиной этому является зачастую воздействие негативной информации, фильмов, пропагандирующих жестокость и насилие. Сегодня уже нельзя подходить к воспитанию молодежи с теми критериями, которые были применимы лет двадцать или тридцать назад. Мы все живем в информационно насыщенном мире, в мире новых информационных технологий — Интернета, мобильной связи, цифрового вещания. Информация, распространяемая с использованием СМИ, «Всемирной паутины», компьютерных игр зачастую травмирует психику детей,
растлевает их.

И здесь нельзя ограничиться просто запретами. Нужен целый комплекс мероприятий, в том числе и на законодательном уровне. В этой сфере законодательство большинства стран-участниц СНГ серьезно отстает от ведущих стран мира — США, Канады, Германии, Великобритании и других. В их законодательстве предусмотрены ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, «разрушающей их нравственность» и «нарушающей их благополучие», проводится экспертиза информационной продукции, установлен «временной водораздел» в трансляции «детских» и «взрослых» передач, созданы контрольно-надзорные органы по защите детей от информации, наносящей им вред.

В большинстве же стран СНГ эти вопросы решаются фрагментарно. Если говорить об Украине, то я уже заметил тенденцию — к проблемам общественной морали обращаются только тогда, когда начинаются проблемы в экономике. Для того, наверное, чтобы отвлечь внимание.

Еще один серьезный вопрос, который обсуждался в ходе заседания комиссии — проект Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в противодействии коррупции. Вопрос этот был внесен в повестку дня не случайно. Ведь коррупция относится, по моему глубокому убеждению, к числу факторов, способствующий росту терроризма. Фактически во всех странах СНГ причины ее появления — одни и те же: бедность населения, недостаточное обеспечение государственной службы, отсутствие действенного гражданского контроля за деятельностью власти.

Кроме того, коррупция создает угрозу национальным интересам и национальной безопасности любого государства. Я уже как-то говорил, что коррупция в Украине стала средством управления государством. И если мы сегодня говорим о необходимости формирования новой архитектуры безопасности в Европе, то следует обратить внимание и на устранение внутренних причин, которые препятствуют этому процессу. Поэтому без межгосударственного взаимодействия здесь не обойтись. Проект соглашения предполагает ряд направлений сотрудничества в этой сфере, среди которых:

— правовая помощь по уголовным, административным и гражданским делам о коррупционных правонарушениях,
— проведение скоординированных или согласованных оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций,
— сотрудничество в сфере розыска и возвращения преступных доходов,
— информационный обмен,
— подготовка и повышение квалификации кадров и многое другое.

Главная роль отводится информационному обмену, который предполагается осуществлять посредством направления и исполнения запросов об оказании содействия, поручений об оказании правовой помощи, а также путем предоставления информации компетентными органами. В соглашении довольно подробно прописан порядок подготовки и исполнения запросов, использование его результатов.

В соглашении есть такие понятия, как антикоррупционный мониторинг — наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, факторов, содействующих коррупции, а также антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Я думаю, что подписание такого соглашения стало бы серьезным шагом вперед в борьбе с таким явлением, как коррупция.

— Объединенная комиссия работает над вопросами унификации и гармонизации законодательства. И вполне естественно возникает вопрос о том, не создает ли подобная практика угрозы суверенитету страны. Ведь в каждой из стран есть своя специфика, выдвигающая и соответствующие требования к законодательству.

— Я не вижу здесь какой-либо угрозы. Потому что речь идет, прежде всего, о разработке рекомендации и модельных законов. И каждое государство вправе принимать или не принимать эти рекомендации и законы. Но мы должны понимать следующее: несмотря на все существующие различия, корень наших бед — общий. Ряд стран СНГ, прежде всего Россия, уже накопили определенный опыт в сфере борьбы с терроризмом, противодействии экстремизму.

На примере недавних молдавских событий мы увидели, насколько обманчивой может оказаться стабильность. Обычная, казалось бы, акция протеста переросла в захват здания парламента и президентуры, погром. И никто сегодня не может сказать, во что реально мог бы перерасти этот бунт.

Опасность подобных случаев многократно возрастает в период экономического кризиса, когда в обществе накапливается достаточно «горючего материала» и остается только поднести спичку для того, чтобы этот материал зажечь. Конечно, никто не говорит о том, что надо разгонять демонстрации или запрещать митинги. Но правоохранительные органы должны быть готовы и к негативному развитию событий. Для этого необходимо иметь и соответствующую подготовку и законодательную базу.

К тому же мы живем в постоянно изменяющемся мире. Появляются новые технологии, которые находят спрос, в том числе и у преступников. Законодатели зачастую не поспевают за изменениями, не хватает иногда специальных знаний, требуется помощь ученых, специалистов в тех или иных сферах. К тому же в каждой из стран есть своя политическая жизнь со своими законами, проходят выборы. И в этих условиях крайне важно сохранить приоритеты.

В этом ключе работу комиссии по гармонизации и унификации законодательства следует рассматривать, прежде всего, как оптимальную площадку для обмена опытом. Кроме СНГ и Межпарламентской ассамблеи, у нас такой площадки нет. Хотел бы напомнить, что сегодня одна из ключевых проблем Украины — это некачественное законодательство. Поэтому та законотворческая работа, дискуссии, обсуждение которой ведется сегодня в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ, для нас крайне полезна. Тем более, что модельные законы предлагают в данном случае не политики, а научные институты.

Например, одним из вопросов, который обсуждался в ходе нынешнего заседания, был вопрос о разработке модельных законодательных актов в области информационной безопасности. Главным разработчиком проектов является Санкт-Петербургский институт информатизации и автоматизации Российской академии наук. Причем для научно-практической апробации подходов к разработке этих документов было предложено провести в Санкт-Петербурге Международную научно-практическую конференцию по региональной информационной безопасности. Я думаю, что плодотворная работа в рамках объединенной комиссии будет продолжаться и в дальнейшем — несмотря на все политические перипетии.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки