10.08.2020 | Культура

Зачем уволили Червякову? Одесский ТЮЗ поставил «Театральный капустник»

Одесский ТЮЗ взял – и устроил капустник. Потому что лето, солнце, хорошая погода, потому что за долгие месяцы карантина актеры соскучились по зрителю не меньше, чем зритель – по ним.

И возможность играть спектакли – пусть даже не на сцене, а на открытой площадке, в уютном внутреннем дворике театра – уже праздник. И повод посмеяться и поиронизировать – над собой, над своей профессией. Ведь самоирония – самое лучшее лекарство от звездной болезни.

В качестве литературной основы первой части капустника использовали рассказы Аркадия Аверченко о театре. Хотя постановщики объединили их общим названием «Записки театральной крысы», из одноименного сборника для постановки взяты только два рассказа – «Самое большое предприятие» и «Актеры». «Преступление актрисы Марыськиной» и диалог «Цепи» в цикл не входят, хотя тоже посвящены театру. А монолог «Роковая гребенка», который блистательно прочитала Виктория Алексеева, и не о театре даже, а о том, как порой трудно бывает вовремя найти нужный аргумент, и к чему это может привести.

«Записки театрально крысы» я смотрела дважды. И, когда зрительный зал взрывался смехом, подумала почти по Гоголю: над кем смеемся? Над собою смеемся. Потому что, положа рука на сердце, рассказы эти не только о театре. Это – обо всех нас. Скажите честно: вам не приходилось сталкиваться с работодателем, который, прикрываясь демагогией, рассуждением о высоком призвании и душе или грубой лестью, пытается не заплатить за работу (подобно антрепренеру Пикадорову (Александр Давлятян) из рассказа «Актеры»)?

И не знакома ли вам ситуация, при которой работники пытаются обманом вытащить из заказчика как можно больше денег, не собираясь при этом выполнять заказ («Самое большое предприятие»)? И не чувствовали ли вы себя порой незадачливой актрисой Марыськиной (Надежда Марченко), уставшей ждать от режиссера ролей и самой устроившей свой бенефис – пусть даже за счет ангажемента, но зато показав, кто в труппе настоящая звезда. И не оборачивалось ли для вас трагедией увольнение самого ленивого и бездарного работника «со связями»? Как это произошло с бездарной актрисой Червяковой из диалога «Цепи»…

Во второй части тюзовцы показали театральную пародию «Вампука, принцесса африканская» по одноактной опере-пародии князя М. Волконского «Вампука, невеста африканская, образцовая во всех отношениях опера» (1909 г.).

Петр Гнедич так рассказывал о рождении «Вампуки»: «Автор ее – Михаил Николаевич Волконский. Я не раз с ним возмущался «условностями» сцены. Стремясь к отсутствию кривлянья и гримасничанья на сцене, мы все время преследовали то жеманство, что пышным цветом расцветало даже на образцовых сценах и более всего в опере. Волконский много раз говорил мне: «Надо написать такой гротеск, чтобы раз навсегда было убито это манерничанье»… Само происхождение имени героини таково. У нас бывала родственница жены, институтка, уже не первой молодости, наивничавшая иногда, искренне или не искренне – не в этом дело. Раз Волконский рассказывал, как чествовали в Смольном институте престарелого герцога Ольденбургского, и хор воспитанниц с цветами пел ему на известный мотив из «Роберта-Дьявола»: «Вам пук, вам пук, вам пук цветов подносим…» Она его спросила: «Разве есть такое имя – Вампук?» Сначала никто не понял. Но потом сообразили, что девица слила два слова в имя собственное. Волконский ответил ей: «Неужели вы не знаете: Вампук – это употребительное имя. И женское есть. Вампука. Очень звучные имена». Тут его осенило. Обращаясь ко мне, он прибавил: «Эврика! Имя для героини пародии найдено: оно будет Вампука»…».

В ТЮЗе осовременили эту пародию, вдоволь поиздевавшись не только над оперными и театральными штампами, но и над современными сериалами.

Вампука (Татьяна Полякова) появляется на сцене на «лабутенах» в колготках-сеточках и коротеньких шортиках. Ее главная задача – принимать красивые позы, а, упав в обморок, лечь так, чтобы все увидели ее стройную ножку. Александр Чорба в роли героя-любовника Лодырэ не побоялся посмеяться над своими ролями (пародия – так пародия!), прежде всего – над Честолюбцем из «Маленького принца». Алексей Межевикин играл Строфокамила IV, короля эфиопского с абсолютно бесстрастным лицом, отчего его персонаж был еще смешнее. Надежда Марченко в роли актрисы Марыськиной из рассказа Аверченко, получившей роль палача юго-восточной Эфиопии Велима, выходила на сцену всякий раз, когда актеры пели «О, плачь, Вампука, плачь! – Судьба тебе палач!» или просто произносили «палач», вызывая взрывы просто истерического смеха.

Правда, жаль, что актеры не столько пели, сколько произносили слова речитативом (исключение – Т. Полякова и А. Чорба, да хор «эфиопов» лихо певший под фонограмму). Да и озвучили постановку мелодиями современных песен. А как интересно было бы услышать оригинальную музыку В. Эренберга к этой опере в современной аранжировке! Остается надеяться, что театр решится перенести «Вампуку» на большую сцену, доработав ее.

Одесский ТЮЗ подарил своим зрителям несколько великолепных вечеров. И, если кто-то, выходя из театра, задавался вопросом «Зачем уволили Червякову?», он с полной уверенностью мог ответить: чтобы мы могли насладиться театральным капустником.

Инна КАЦ.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки