23.01.2020 | Культура

Двое в отсутствии любви и смерти. В Одесском украинском театре прошли читки пьес Александра Ирванца

Читки давно стали отдельным театральным жанром, активно развивающимся и в театрах Украины. Каждый театр выбирает свой формат читок. В каждом они проходят по-разному.

Читают классику и современных авторов. Но только в Одессе театры, проводящие читки, поставили перед собой задачу познакомить зрителя с современными украинскими авторами.

Первым в Одессе начал проводить читки ТЮЗ. И вот теперь эту эстафету подхватил Академический украинский музыкально-драматический театр им. В. Василько. Читки планируется проводить раз в полтора-два месяца. Для них отведена малая сцена – «Сцена 38». А для пилотного проекта были выбраны пьесы Александра Ирванца «Маленькая пьеса об измене для одной актрисы» и «Recording».

«Читки у нас будут проводиться на постоянной основе. Уже есть договоренность с некоторыми драматургами, но пока мы сохраняем интригу. По возможности, будем приглашать авторов для участия в обсуждении. Если увидим, что материал современный, актуальный, возможно, он будет реализован в виде спектакля. В данном случае, есть идея создания из двух моноспектаклей диптиха – как постановка на два действия. Кроме того, А. Ирванец предоставил тексты ранее не опубликованных пьес. Возможно, будет третья читка, когда он приедет на презентацию в Одессе своей книги пьес, которая должна выйти весной. Это будет пьеса на шесть актеров», – рассказала завлит театра Светлана Бондарь.

Если в ТЮЗе пьесы для читок отбирали режиссеры, то в Украинском театре дали актерам возможность почувствовать себя режиссерами, самим выбрать понравившийся текст и при необходимости набрать актеров. Но Татьяна Саковская и Вадим Головко выбрали пьесы на одно действующее лицо.

А. Ирванец как драматург в Украине реализован мало. У нас он больше известен как переводчик, поэт, прозаик, эссеист, автор сценария к фильму «Поводырь». А вот в Европе его ставят значительно активнее. «Маленькая пьеса об измене для одной актрисы» переведена на несколько языков, ее ставили в американских студенческих театрах, в Германии. Несколько лет назад она была поставлена в Херсоне. А вот «Recording» пока переведен только на польский. В Польше же было сделано несколько радиопостановок, на сцене пьеса ранее не шла. Так что, читки в Одессе – первая попытка ее сценического воплощения.

Хотя обе пьесы не новы (первая написана 28 лет назад, вторая – 25), кажется, что созданы они в последние лет пять – десять. Ну, или в те далекие 1990-е автор разжился машиной времени, позволившей ему увидеть события последний 15-ти лет: два Майдана, расстрел демонстрантов в 2013 году, война с Россией...

Да-да, скорее, машина времени. Ведь А. Ирванец создает в своих пьесах странный фантасмагорический мир. В «Маленькой пьесе…» звучат названия несуществующих цветов, напитков, стран. В «Recording» действие происходит после четвертой мировой войны, которую вели между собой «бабайцы» и «мамайцы». Бавария находится в Джунглях, Албания – вообще где-то в районе нынешней Южной Америки. В «Маленькой пьесе…» идет борьба между «черными» и «серыми», которые, в свою очередь, делятся на «светло-серых» и «темно-серых». (Привет от братьев Стругацких. И ведь именно их Вселенная больше всего напоминает миры, воссозданные драматургом в этих пьесах.)

Героиня «Маленькой пьесы…» – Она – передвигается в инвалидной коляске. Она получила травму и стала инвалидом во время студенческой манифестации, организованной «серыми» на университетском дворе. После этого девушку бросил – предал! – ее парень. Собственно, и девушка оказывается не так проста. Она – не невинная жертва «черных», а их агент.

Безымянный герой «Recording» (старик, очень старый, а, может, не старый. А, может, не старик) выбран Всепланетным компьютером как единый избиратель, который решит, кто победил в четвертой мировой, – бабайцы или мамайцы. Ведь война та закончилась перемирием. Правда, придя к пульту, где должны были быть две кнопки (зеленая – бабайцы, синяя – мамайцы. Или наоборот), обнаруживает одну.

Неделю герой пьесы проводит в наглухо закрытой комнате, пока – обессиленный, умирающий от голода, ослепший от жажды – не нажимает на кнопку. И… вызывает апокалипсис. Города рассыпаются в прах, горят целые континенты. И только он остается жить и мучиться в прекрасно оснащенном для выживания бункере. Где выживать, собственно, некому. Кроме него.

Вот еще одна особенность читок в Украинском театре. Зрителям представили два практически законченных спектакля: с реквизитом, костюмами. Пусть даже актеры и держали в руках листочки с текстом (ЧИТКИ все-таки).

Обе пьесы объединяет общая тематика: одиночество, на которое мы себя обрекаем, апокалипсис, к которому ведем нашу планету, но, главное, несовершенство нынешней демократии, дающее возможность манипулировать общественным сознанием. Демократия, по словам А. Ирванца, – главная тема обеих пьес.

В ходе обсуждений автор открестился от своих героев, заявив, что не выводит в них себя самого. «Я никогда не был девушкой, тем более инвалидом. Хотя с изменой сталкиваться приходилось», – отшутился он и добавил: «Самого себя писать тяжело и не стоит». А еще – процитировал стихотворение Булата Окуждавы: «…и из собственной судьбы я выдергивал по нитке», отметив, что тоже так пишет.

Инна Кац.

Фото Ивана Страхова со страницы Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В. Василько в «Фейсбуке».

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки