Регби
Регби

26.09.2017 | Общество

«Парки и скверы Одессы глазами художников и архивистов»: наука, живопись и старые фото – под одной обложкой

«Парки и скверы Одессы глазами художников и архивистов» – так называется новая книга-альбом, подготовленная и изданная Государственным архивом Одесской области.

Книжка – первая в новой издательской историко-художественной серии «Архивная Одиссея», начало которой положено в нынешнем году.

По задумке ее создателей, на страницах будущих книг планируется предоставлять слово не только ученым, но и художникам, фотографам, искусствоведам, архитекторам, коллекционерам. Тем, кто, по словам Владимира Левчука, возглавляющего редакционную коллегию «Архивной Одиссеи», не только любит, но и сам создает неповторимую ауру Одессы.

Сочетание научного подхода и творчества, педантичности архивистов и авторского видения живописцев, массив фактов и документов под одной обложкой с работами современных художников и старыми фото – то, что сразу выделяет из общего ряда уже первую книгу серии.

Она посвящена одесским садам, паркам, бульварам, тем самым «зеленым зонам», обустройством которых основатели и первые жители Одессы озаботились с самого начала истории портового города.

– Первые сады и парки спроектировал создатель замечательной планировки Одессы Франц де Волан, – рассказывает заместитель директора Государственного архива Одесской области, кандидат исторических наук Лилия Белоусова. – Уже на Генеральном плане 1803 года, где нет еще названий улиц, обозначены деревца на линии будущего длинного Александровского проспекта с местами, отведенными под лавки и магазины, а также отмечены Сады за чертой города…

История старейших одесских парков неразрывно связана с именами знаменитых граждан города. Это Городской сад, устроенный в конце XVIII века вице-адмиралом Иосифом Дерибасом, а затем подаренный городу его братом – премьер-майором Феликсом Дерибасом. Дюковский парк, созданный трудами и затратами Дюка – Эммануила Осиповича де Ришелье (так в Одессе попросту именовался Арман Эммануэль дю Плесси, граф де Шинон, пятый герцог Ришелье). Ботанический сад, начало которому положил садовник Шарль Десмет, прибывший из Франции во времена Александра Ланжерона и в 1819 году получивший участок за городом «для опытов в древонасаждении и разведении цветов».

При этом в новой книжке можно прочесть не только о самых знаменитых парках и садах, бульварах и скверах. В ней речь идет, к примеру, о том, как обустраивали палисады при церквях и частных домах; сколько деревьев высаживали на улицах города (в марте 1810 года в Горсаду и других местах Одессы их высадили тысячу); что грозило за ущерб, причиненный зеленым насаждениям (так, в январе 1827 года с турецкоподданного Ивана Алагоратия за слом недавно посаженного деревца полиция взыскала 10 рублей – деньги по тем временам немалые!)…

В Государственном архиве Одесской области хранится целый массив исторических документов по этой теме (как и по огромному множеству прочих). На них и основывались авторы в своей работе, не ограничившись при этом исследованием лишь уже весьма отдаленных во времени периодов истории города.

В издание вошел также обзор Владимира Левчука «Парки и скверы Одессы (1920 – 2015 годы)». И это не только перечисление тех самых зеленых зон, статистические данные, даты и прочее, но и тревожащий как автора, так и многих горожан вопрос – что будет дальше с этими парками и скверами, устоят ли они перед наступлением безликих многоэтажек, торговых центров и развлекательных заведений…

Тем же вопросом задаются и современные украинские художники, запечатлевшие ускользающую красоту на своих полотнах. 35 картин, созданных в 2016 году специально для «Архивной Одиссеи», выставлялись в Воронцовском дворце, в Горсаду и – вошли в книгу «Парки и скверы Одессы глазами художников и архивистов». Владимир Левчук рассказал, что когда возникла идея совместить под одной обложкой науку и живопись, решили не ограничиваться рамками одного «паркового пленера»: художники работали в разные сезоны в течение всего года.

Теперь сравнить увиденное и созданное живописцами с тем, как выглядел тот или иной зеленый уголок города 20-30-40 лет назад, а то и раньше, можно благодаря размещенным здесь же материалам проекта «Старая Одесса в фотографиях» (их предоставили авторам книги создатель проекта журналист Евгений Волокин и известный одесский коллекционер и краевед Анатолий Дроздовский). А изменения, происходящие сейчас, – наблюдать воочию…

Серия же «Архивная Одиссея» будет продолжена. Точнее сказать, она уже продолжается: идет работа над вторым и третьим выпусками. В ближайшей по времени книге планируется рассказать о «Морском фасаде» Одессы – от Лузановки до Большого Фонтана (естественно, речь пойдет и о порте, с историей которого история города связана неразрывно).

Владимир Левчук рассказал, что непременной составляющей каждого выпуска, кроме научных статей и картин, должен быть искусствоведческий очерк, посвященный одному из видных мастеров живописи. Так, в первую книгу вошла публикация доктора исторических наук Игоря Сапожникова об одесском периоде жизни художника Степана Колесникова, которого называли «Паганини дубовых ветвей». Что ж до выпуска второго, создатели пока не определились с выбором мариниста и – открыты для предложений…

А дальше свет должен увидеть выпуск «Архивной Одиссеи», посвященный краю Овидия (имя древнеримского поэта, две тысячи лет тому назад сосланного из Рима в Причерноморье, носит город Овидиополь).

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат