26.08.2017 | Общество

Турбулентность и человечность: в Одессе открылась биеннале современного искусства

Сегодня в Одессе состоялось открытие V биеннале современного искусства «Зона турбулентности», передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса».

…Разговаривают два танка: «Что будем делать?» – «Биеннале!».

Это не дурная шутка, это – подпись к работе Дана Перьйовши (Румыния) «Цетинская биеннале 2004 – Одесская биеннале 2017», представленной в Музее современного искусства Одессы.

Работа румынского художника может стать эпиграфом ко всей выставке. Война, как проявление турбулентности, заставляющей людей срываться с насиженных мест, вырывающей их из привычной жизни, вынужденная эмиграция, конфликтные ситуации разного рода – основная тема нынешней биеннале.

Вместе с тем, по словам куратора биеннале Михаила Рашковецкого, для организаторов неоспоримым приоритетом является ценность человека, его жизни. «Для нас есть один ориентир – человечность», – сказал он.

Начинается экспозиция еще на улице, за воротами МСИО. Как и было обещано организаторами, первый арт-объект – интервенция в городскую среду. На асфальте переселенка из Луганска, инвалид-колясочник Ирина нарисовала план своего оставленного дома.

Еще один такой рисунок, сопровождающийся аудиозаписью воспоминаний автора о прежней жизни, находится на полу первого зала музея. Эта экспозиция представлена проектом «Одиссея Донбасс-Киев, Донбасс-Одесса». Кураторы – Дарья Цимбалюк и Юлия Филиппьева.

Тема, поднятая этим проектом, перекликается с арт-буком одесской художницы Ирины Озаринской «История моей комнаты».

Турецкий художник Секкин Айдин посвятил свою работу людям, вынужденным бежать от войны и погибшим на пути к новой жизни. На стенах зала музея разноцветными нитями он выложил человеческие силуэты. А вот обувь у них настоящая. Ее художник собирал в местах массовой гибели людей. Он задается вопросом: кто были все эти люди, от которых остались лишь бестелесные воспоминания и обувь? Кем бы стали погибшие дети? Студентами? Танцорами? Любящими родителями?..

Владимир Миладинович (Сербия) пытается показать, как пишется история, как через умалчивание и сокрытие отдельных фактов формируется общественное сознание. Художник от руки переписывал архивные данные о погибших во время войны в его стране людей. Но некоторые строчки в этих архивных записях стерты. Этих людей словно и не было.

Серия работ украинской художницы Оксаны Брюховецкой «Ну ее на х…, ту войну» – скорее, комиксы, визуализация рассказа участника боевых действий на Донбассе, дяди Толи.

У каждого – своя война. Иногда бой разворачивается в мирной с виду квартире, за семейным обеденным столом. А жертвами становятся дети. И шрамы, полученные в этих сражениях, они несут в социум (работы Эмилии Персенико (Италия) посвящены семейному насилию).

Отдельный зал выделен под экспозицию Харьковской муниципальной галереи современного искусства (куратор Татьяна Тумасьян). Экспозиция приурочена к 100-летию Октябрьского переворота и называется «Песня о буревестнике. Краткий курс». Начинается она работой харьковчанина нонконформиста, концептуалиста, автора известного афоризма «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» Вагрича Бахчаняна – «Капля». А заканчивается работой известного фотохудожника Бориса Михайлова «Истерика» из сделанного 21 февраля 2014 года цикла «Театр военных действий».

Еще один интересный объект биеннале – работа испанцев Llobet / Pons (Жасмина Ллобет и Луи Фернандес Понс) «Спортивный мяч Украины». Две баскетбольные корзины – одна на карте Евросоюза, вторая – на карте России. В какую бросить мяч? Художники говорят: есть игры в которых нельзя выиграть…

Экспозиция форума развернулась на 10-ти (девяти с половиной, уточняет комиссар фестиваля, директор МСИО Семен Кантор) площадках. Кроме МИСО, это Муниципальный музей личный коллекций им. Блещунова, галерея «Invogue#Art», Музей западного и восточного искусства и даже дача одного из кураторов.

Турбуленция…

Инна Кац, фото автора.

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Фотогармошка 300
Аккерманская крепость
Адвокат