Регби
Регби

23.01.2009 | Культура

В Одессе показывают «Остатки и останки» одесского мифа

Музей современного искусства Одессы (Сабанский переулок, 4а) в рамках проекта «Миф об Одессе» представляет выставку «Остатки и останки», организованную Лигой «Уровень 14».

Для создания экспонатов использовались фрагменты изношенных подлинных сценических костюмов злого гения Ротбара из балета «Лебединое озеро», мышей из «Щелкунчика», виллис из «Жизели», персонажей из опер «Петр I», «Риголетто», «Иоланта», «Пиковая дама». Все это заключено в рамки красивых панно из фигурно нашитых на ткань разнокалиберных перламутровых и иных пуговиц, крючочков, подтяжек, остатков кружев...

Тут и там поблескивают бусинки и стразы. А вот фрагменты нижней юбки из специально обработанной марлевой ткани – когда-то это было частью пачки балерины. Вот «брюссельские кружева», которые десятилетия назад попросту нарисовали на ткани. Полная иллюзия возникала у тех, кто глядел на эти сценические наряды из зала. Распоротый бархатный корсаж с биркой «Пиковая дама» в соседстве с деталью жилета из «Риголетто». Пышные воротнички, оборки, жабо, рукава, фрагменты золотого шитья. Эти остатки былой роскоши Одесского оперного театра (самые «пожилые» костюмы списаны в 1953 году) превращены в коллажи, произведения современного искусства.

А еще в выставочном пространстве можно встретить нарисованный скелетик в кринолине и с настоящим театральным веером в руке. Зовут персонажа Брунгильдой, как главную героиню оперы Рихарда Вагнера «Валькирии». Фрагмент оперы в исполнении труппы Байрейтского театра демонстрируется тут же в видеозаписи.

Автор коллажей, художница Светлана Ткаченко работает художником по костюмам в Одесском оперном театре. На церемонии открытия вернисажа она рассказала: «Я благодарна всем моим коллегам, которые помогали подобрать наиболее интересные детали списанных костюмов, несли мне самое интересное и красивое, что только могли найти».

Ута Кильтер недавно уже представляла свое видение одесского мифа в галерее современного искусства австрийского города Линца, в нынешнем году ставшего культурной столицей Европы. В прошлом году это почетное звание носил Ливерпуль, а теперь у Европы даже две культурные столицы – Линц и Вильнюс. Конечно, очень хотелось бы дожить до времен, когда такое звание на год получит Одесса: тысячи культурных мероприятий прошли бы здесь! Но это не вопрос сегодняшнего дня. Слишком мало в нашем обществе людей, заинтересованных культурой в высоком смысле.

Ута даже пообещала особый приз тому, кто докажет, что был-таки на оперном спектаклей в Байрейте, а не только «увлекался дайвингом на Ниле»: «Быстро восполнить этот пробел не получится, потому что билеты на спектакли Байрейтской оперы проданы до 2013 года! Мы своим проектом хотели показать: искусство прошлого может и должно жить в настоящем, волновать и радовать. Я долгое время не осуществляла свои проекты в Одессе – не было соответствующего выставочного пространства. Но теперь, когда открылся Музей современного искусства Одессы, ситуация изменилась к лучшему».

На прощание каждому зрителю, пришедшему на церемонию открытия вернисажа, подарили пуговку с четырьмя дырочками, как известно, символизирующую счастье. Некоторые зрительницы уходили с твердым намерением создать красивые коллажи из хранящихся без дела домашних «богатств». И еще каждому захотелось посетить впечатляющий, волнующий оперный спектакль...

Выставка «Остатки и останки» продлится до 11 февраля.

Фоторепортаж Олега Владимирского смотрите здесь.

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат