14.06.2017 | Наука

Астрономы «услышали» крик новорожденной массивной звезды

Звёзды формируются из газа и пыли, "плавающих" в межзвёздном пространстве. Но на сегодняшний день астрономы ещё не до конца понимают, как образуются массивные звёзды.

Фото: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)

Так, одним из ключевых моментов, по их мнению, является вращение газа. "Родительское" облако на начальном этапе вращается медленно, позже оно ускоряется, так как облако сжимается за счёт собственной гравитации. Звёзды, образующиеся в таком процессе, должны вращаться очень быстро. Однако светила, наблюдаемые астрономами, вращаются гораздо медленнее, чем предполагается.

Исследователи задаются вопросом: каким же образом рассеивается вращательный импульс? Один из возможных сценариев предполагает, что газ "утекает" из молодых звёзд. И если отток газа вращается, то он может как бы уносить вращательный импульс прочь из системы.

Астрономы пытались обнаружить вращение этого оттока, чтобы проверить достоверность этого сценария и понять механизм его запуска. И в некоторых случаях, как казалось, даже были найдены так называемые подписи вращений, но было довольно сложно однозначно решить, они ли это. Особенно вокруг массивных молодых звёзд.

Исследовательская группа астрономов под руководством Томоя Хирота (Tomoya Hirota) из На­ци­о­наль­ной аст­ро­но­ми­чес­кой об­сер­ва­то­рии Японии (NAOJ) наблюдала за массивной молодой звездой Orion KL Source I. Светило находится в знаменитой туманности Ориона на расстоянии 1400 световых лет от Земли.

Напомним, что туманность Ориона является ближайшей к нам областью формирования массивных звёзд. И благодаря непосредственной близости и возможностям телескопа ALMA (Atacama Large Millimeter Array) учёные смогли выявить природу оттока из Source I.

"Мы наглядно отобразили вращение оттока, — говорит руководитель исследования. – Кроме того, результат даёт нам важное понимание механизма запуска оттока".

Новые наблюдательные данные ALMA хорошо иллюстрируют вращение оттока. Он вращается в том же направлении, что и газовый диск, окружающий звезду. Всё это подтверждает мнение о том, что отток играет важнейшую роль в рассеивании вращательной энергии.

Также телескоп ALMA чётко показывает, что отток запускается не вблизи молодой звезды, а у внешнего края диска. И это хорошо согласуется с моделью, в которой газ во вращающемся диске движется наружу за счёт центробежной силы, а затем движется вверх вдоль линий магнитного поля, чтобы образовать отток.

И хотя предыдущие наблюдения при помощи ALMA находили подтверждения вокруг меньших протозвёзд, не были получены убедительные доказательства вокруг массивных протозвёзд. Причина – большинство областей их формирования находятся далеко, так что их трудно тщательно изучить.

Результаты исследования опубликованы в научном издании Nature Astronomy.