09.06.2017 | Наука

Впервые найден птенец, застывший в янтаре 99 миллионов лет назад

Палеонтологи из США, Канады и Китая впервые представили широкой публике птенца, застывшего в янтаре 99 миллионов лет назад.

Фото Ming Bai, Chinese Academy of Sciences

Восстановленный облик птенца

Инклюз – так называются ископаемые останки живого организма, попавшего в янтарь, – был представлен в Пекине.

Уникальный образец был найден в северной части Мьянмы ещё в 2016 году; на определение его точной датировки учёные потратили несколько месяцев.

По словам специалистов, находку можно назвать невероятной редкостью, потому что в отличие от останков, найденных в земле, у застывшего в янтаре птенца сохранилась полноценная структура, и – что ещё важнее – кожный покров, оперение, ушные отверстия и веки. Всё это даёт учёным редкий шанс подробного изучения доисторических пернатых.

Образец янтаря длиной девять сантиметров полностью вместил голову, шейный отдел позвоночника, крылья и хвост древнего пернатого. Как выяснили эксперты, она принадлежит в группе энанциорнисовых птиц, доминировавшей в меловом периоде и вымершей вместе с динозаврами около 66 миллионов лет назад.

Более ранние находки останков представителей этой группы говорят о том, что такие пернатые вылуплялись с "рабочими" перьями, необходимыми для полёта. То же самое заметно и у "янтарного ископаемого": хвостовые перья только начали развиваться, на теле оперение ещё редкое, зато перья крыльев уже полноценно оформились.

Вероятно, эти виды уже с детства могли самостоятельно летать и заботиться о себе, полагают учёные. Кстати, существует предположение, что именно недостаток родительской заботы поспособствовал вымиранию этой группы доисторических птиц.

Как сообщает National Geographic, учёные прозвали птенца Белоне (Belone) – это бирманское название малого полевого жаворонка. Кстати, внешне пернатые действительно похожи: учёные установили, что цвет перьев доисторического птенца варьировался от белого до коричневого и тёмно-серого.

Эксперты установили, что птенец прожил считаные дни, максимум – недели, после рождения. А затем буквально застыл в липкой древесной смоле и во времени.

Правда, как отметил соавтор исследования канадский палеонтолог Райан МакКеллар (Ryan McKellar), поклонники фильмов о Парке юрского периода могут не беспокоятся: ДНК животного не сохранилось, так что восстановить его вряд ли возможно. Напомним, что ранее учёные установили: полное разрушение генетического хранилища в среднем происходит за 6,3 миллиона лет.

Статья с описанием ископаемого птенца опубликована в журнале Gondwana Research.