23.02.2017 | Наука

Ученые выяснили, как наследовался «престол» древних индейцев

Свыше века назад учёные обнаружили в штате Нью-Мексико, США, захоронение более десяти людей: все они покоились в одной небольшой потайной комнате древней усыпальницы.

Фото: Douglas Kennett/Penn State University

Фото: Roderick Mickens/American Museum of Natural History

Спустя столетие исследователи, используя анализ ДНК, выяснили весьма необычный факт. Вероятнее всего, все эти люди были членами одной могущественной династии коренных американцев, и все они были связаны по материнской линии.

Поясним, что речь идёт о каньоне Чако (Chaco Canyon), расположенном в Нью-Мексико. В давние времена это место считалось центром влиятельной культуры американского юго-запада. Примерно в 800-1100 годы нашей эры древние жители этой территории (чакоанцы) построили населённый пункт, который первооткрыватели в 1896 году назвали Пуэбло Бонито (или "Прекрасный Город"), так как здесь были обнаружены более 650 помещений с тысячами ювелирных изделий того времени.

На территории поселения располагались огромные по тем временам пятиэтажные постройки и торжественные церемониальные площади. Примечательно, что всё поселение связывала замысловатая дорожная сеть. И, как отмечают специалисты, в самые лучшие свои времена культура этих мест господствовала на большей части современного Нью-Мексико, а также штатов Юта, Колорадо и Аризоны.

Изысканный Пуэбло Бонито, покрывавший площадь более четырёх гектаров, напоминал улей с сотами (те самые 650 помещений). И практически у самого центра поселения находилась скрытая комната, в которую можно было попасть через небольшой люк на крыше.

Археологи, тогда работавшие в Музее естествознания Нью-Йорка, обнаружили в Пуэбло Бонито крошечную потайную комнату и останки 14 людей в ней. Все захоронения были размещены в достаточно тесном пространстве. Тогда археологи окрестили загадочную комнату "залом номер 33".

Двое мужчин были похоронены в самой нижней части комнаты в окружении великолепных богатств. Например, один мужчина ("захоронение 14") покоился в окружении 12 тысяч бирюзовых бус и десятков скульптур из бирюзы.

Все найденные артефакты и останки людей из "зала 33" сегодня хранятся в тот самом Музее естествознания. И долгое время исследователи гадали: кто же были эти люди, а также почему они были похоронены в спрятанной комнате посреди когда-то богатого поселения?

Относительно недавно новые методы исследования — радиоуглеродное датирование и анализ древних ДНК, извлечённых из костей – показали, что все захороненные люди могут представлять собой раннюю династию коренных американцев.

В исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, специалисты показали, что все мужчины и женщины, похороненные в комнате, являются родственниками по материнской линии. Такая связь называется матрилинейность. Известно, что многие коренные американцы до сих пор передают принадлежность к роду именно по материнской линии, как и большинство еврейских общин в мире.

Команда определила порядок, в котором были похоронены тела с помощью радиоуглеродного анализа, говорит археолог Дуглас Кеннет (Douglas Kennett) из Университета Пенсильвании. Самое старшее захоронение датировано примерно 800 годом нашей эры, самое младшее — 1130 годом нашей эры.

Затем учёные использовали генетический анализ, чтобы посмотреть на митохондриальную ДНК усопших, которая может передаваться только по материнской линии. Оказалось, что девять людей (всего их, напомним, было 14) обладали одной митохондриальной ДНК, то есть они были связаны по материнской линии, говорят эксперты.

"Тот факт, что все эти люди имеют одинаковую митохондриальную ДНК, свидетельствует о том, что между ними существует связь по материнской линии", — отмечает Кеннет.

"Одна пара может быть бабушкой и её внуком, другая – матерью и дочерью. Все они могли и не быть правителями, но все они родственно связаны", — говорит автор исследования и археолог из Виргинского университета Стивен Плог (Stephen Plog). По его словам, данные говорят о том, что матрилинейность в этих местах просуществовала долгое время.

Кстати, многие исследователи ранее предполагали, что древние жители каньона Чако были эгалитаристами и жили без какой-либо иерархии. Однако погребальный инвентарь, найденный рядом с "захоронением 14" (мужчиной, который умер примерно в 880 году нашей эры, и его, скорее всего, убили сильным ударом по голове), указывает на то, что усопший имел при жизни высокий статус. А значит, родственникам, которых на протяжении трёх столетий продолжали хоронить вместе с ним, оказывали высокую честь.

Исследователи, собрав все полученные данные воедино, делают вывод, что человека из "захоронения 14" можно считать основателем политической династии, которая существовала на протяжении 300 лет или даже более.

Возможно, предполагает Плог, эта была элитная группа, которая управляла ресурсами и также распространяла своё влияние на обширную территорию американского юго-запада.

Результаты исследования во многом могут помочь учёным ответить на фундаментальный вопрос в изучении истории человечества: как именно появилось представление о статусе или высоком положении отдельных членов сообщества? Наследуемое лидерство (назовём это так) – власть и статус, основанные на рождении – является отличительной чертой сложных обществ.

В обществах, в которых существовала письменность, доказательства наследственного права на руководство другими найти довольно легко. В Европе, например, все ответы можно найти в записях, описывающих хронологию событий. Однако без таких записей очень трудно доказать, что лидерство и власть в древних обществах, не использовавших письменность, также переходила по наследству.

В связи с этим учёные долгое время ломали голову, как же было устроено общество, проживающее в древнем богатом поселении. Но благодаря недавнему исследованию учёные наконец-то могут предположить: власть передавалась по материнской линии – от матери к её сыновьям и дочерям.

"Я считаю, что исследование может вызвать некоторые споры. Например, по части использования биологических данных для определения социальных структур. Но авторы построили свою доказательную базу очень убедительно и использовали не только археологические данные, но и данные геномики", — говорит сторонний исследователь Анжелика Корталс (Angelique Corthals), антрополог из Городского университета Нью-Йорка.