21.12.2016 | Наука

Физики предложили объяснение странному мерцанию звезды Табби

Ученые предложили объяснение необычному поведению звезды KIC 8462852, которая в научном мире известна, как «Табби».

Фото: NASA

Звезда привлекает к себе внимание ученых и прессы уже более года после того, как астрономы заметили необъяснимые с точки зрения общепринятых законов непериодические провалы в блеске звезды, которые могут достигать 20%.

Для объяснения этого феномена предлагались экзотические версии – от облака комет до конструкций, сделанных другими цивилизациями.

Ученые из Иллинойсского университета проанализировали флуктуации блеска звезды за 4 года и обнаружили, что их спектр описывается степенным законом, который часто демонстрируют системы, близкие к критической точке перехода от одного состояния в другое.

И хотя эта версия не объясняет сами процессы, вызывающие провалы в блеске, она предполагает, что феномен происходит в недрах самой звезды, а не связан с затмевающими звезду объектами.

Статистика провалов блеска напомнила ученым хорошо известные физикам лавинообразные процессы, в которых небольшие события (провалы) служат своеобразным «потрескиванием» в промежутках между крупными.

Подобные лавинообразные процессы наблюдаются в ферромагнетиках при температурах, близких к температуре магнитного упорядочения и при других фазовых переходах.

«Эти элементы статистического анализа были протестированы и успешно применялись для оценки лавинных шумов в магнитных системах и пластических деформациях. Мы перенесли эти инструменты в астрофизику, чтобы узнать больше о динамике звезд», — пояснила Карин Дамен, соавтор работы, опубликованной в журнале Physical Review Letters.

«ГазетаРу»