16.12.2016 | Наука

Морские биологи открыли новые виды глубоководных животных

Сразу шесть новых видов глубоководных жителей открыла команда океанологов из Университета Саутгемптона и Ньюкаслского университета совместно с коллегами из Лондонского музея естествознания.

Морские биологи изучали юго-западные области Индийского океана, известные своими подводными горячими источниками. Исследователи обнаружили новые виды морских обитателей на глубине около трёх километров вблизи гидротермальных источников в месте под названием Longqi ("Дыхание дракона").

Поясним, что глубоководные термальные источники (их также называют "чёрные курильщики") располагаются на осевых частях срединно-океанических хребтов – они формируются в местах, где морская вода и магма максимально сближаются. Из них в океаны поступает высокоминерализованная горячая вода под давлением в сотни атмосфер. Обитатели таких экосистем по способу питания – хемотрофы, то есть они получают энергию не за счёт солнца, а в результате окисления химических соединений – неорганических (молекулярный водород, сера) и органических (углеводы, жиры, белки, парафины).

Исследование проводилось при помощи радиоуправляемого аппарата для глубоководных погружений. Биологам удалось изучить часть морского дна, по размерам сопоставимую с футбольным полем.

Первое, что обнаружили океанологи, – десятки минеральных "шпилей" (или "вентиляционных труб"), некоторые из которых достигают высоты двухэтажного дома и привлекают глубоководных животных. Последние питаются горячим раствором, выходящим из гидротермальных источников.

Среди найденных животных – крабы с волосатыми панцирями, скорее всего, близкие родственники крабов Хоффа, которые обитают у гидротермальных источников вблизи Антарктиды. Кроме того, было обнаружено два вида улиток, один новый вид брюхоногих моллюсков из морских блюдечек, а также новый вид многощетинковых червей.

Пока что из списка находок название получила только одна улитка – Gigantopelta aegis, остальные глубоководные обитатели остаются "безымянными" и ждут дальнейших исследований, в том числе сопоставления генетической информации.

Помимо новых видов исследователи обнаружили группу морских животных, принадлежащих к семейству многощетинковых червей (морские огурцы), которое обитает в Антарктике, а также представителей семейства нереид, которые раньше встречались только в восточной части Тихого океана.

"Мы можем быть уверены, что найдём представителей этих видов ещё где-нибудь в юго-западной части Индийского океана, так как они переместились сюда из других мест, но на данный момент никто не знает, где их искать или насколько тесно связаны другие популяции с открытой, – отметил руководитель исследования океанолог Джон Копли (Jon Copley). — Наши результаты подчёркивают необходимость исследовать другие источники и изучать связи между популяциями. Только после этого можно будет оценить последствия геологоразведки и добычи полезных ископаемых на дне океана".

Кстати, о добыче полезных ископаемых: по словам учёных, из-за промышленной деятельности (а шпили источников богаты медью и золотом) уникальным экосистемам глубинных вод Индийского океана грозит большая опасность.

Поскольку команда Копли уверена, что найденные виды мигрировали в этот район из других мест, они должны успеть изучить глубоководную фауну до того, как её уничтожит антропогенная деятельность.

Подробнее об открытиях рассказывает статья, опубликованная в издании Scientific Reports.

Фото: University of Southampton.