12.11.2016 | Наука

Ученые: жизнь на Марсе могла зародиться в древних «ледяных котлах»

Некоторые исследователи уверены, что на Марсе можно обнаружить жизнь в виде микробов или, по крайней мере, следы их существования на Красной планете в прошлом.

Марс. Фото: NASA

Иллюстрация Joseph Levy/NASA

Сегодня самые разные миссии сосредоточены на поиске ответа на извечный вопрос: есть ли жизнь на Марсе? Например, специалисты программы ExoLance ради поиска признаков внеземной жизни хотят обстрелять Красную планету гигантскими стрелами. По мнению учёных, если ли на четвёртой планете и существует какая-то её форма, то, скорее всего, она скрывается под её поверхностью.

Между тем специалисты Университета Техаса нашли ещё одно перспективное место, где можно было бы обнаружить жизнь: в странных образованиях, которые могут быть остатками древнего "ледяного котла". Такие образования богаты химическими веществами, а также могут обеспечить потенциальным обитателям тёплые и благоприятные условия для жизни.

Речь идёт о воронкообразных впадинах, находящихся внутри кратера в равнине Эллада. Считается, что в этом регионе Марса некогда находилось гигантское озеро. Кроме того, особенности ландшафта также указывают на то, что в прошлом в этом месте были ледники и одновременно с этим вулканическая активность.

Взаимодействие лавы и льда, которое могло бы сформировать впадину, могло бы также создать тёплую среду с жидкой водой и химическими веществами, необходимыми для появления жизни, считают специалисты.

"Мы заинтересовались этим местом, поскольку нам показалось, что оно могло бы обладать некоторыми ключевыми ингредиентами для жизни – водой, теплом и питательными веществами", — говорит ведущий автор исследования Джозеф Леви (Joseph Levy).

Исследователь впервые заметил небольшие особенности на равнине Эллада и в регионе Galaxias Fossae в 2009 году. Он тогда изучал снимки, сделанные многофункциональной автоматической межпланетной станцией НАСА Mars Reconnaissance Orbiter (MRO).

Учёный отметил сходство марсианских впадин с земными структурами, которые называются ледяные котлы. Последние создаются, когда извержение вулкана происходит под ледяным покровом. Кстати, недавно данные MRO помогли установить, что такого рода явления имели место в марсианском регионе Sisyphi Montes.

"Подобные особенности рельефа бросились в глаза, поскольку они выглядят довольно странно", — говорит Леви.

Исследователи решили определить, являются ли образования на равнине Эллада и в регионе Galaxias Fossae ледяными котлами или же просто местами падений метеоритов. Для этого они использовали стереоскопические изображения для создания цифровых моделей рельефа в формате 3D, что позволило провести углублённый анализ рельефа этих мест. Так учёные обнаружили, что оба образования имеют отчётливую воронкообразную форму.

По мнению специалистов, воронка в Galaxias Fossae может быть местом удара, поскольку вокруг участка присутствуют некие обломки, которые, вероятно, возникли в результате столкновения метеорита с поверхностью Марса. Тогда как вокруг воронкообразного участка на Элладе подобного "мусора" нет. Кроме того, узор разломов воронки соответствуют таковому при таянии льдов при подлёдном извержении.

По мнению исследователей, в ходе будущих миссий на Марс другим научным группам следует сосредоточиться на изучении именно этого места.

Научная статья, описывающая исследование, вышла в журнале Icarus.