24.10.2016 | Наука

Космос полон гигантских пустот, которые намного больше, чем считалось

Смотреть на невероятно огромный тёмный космос всем нам немного жутковато. Неудивительно, что астрономы чаще всего предпочитают сосредоточить своё внимание на светлых объектах этой бездны.

Иллюстрация Richard Powell

Между тем, именно в кромешной темноте учёные порой могут найти наилучшие объяснения различных гипотез о космосе.

Так, в 1923 году американский астроном Эдвин Хаббл (именно в его часть назван знаменитый космический телескоп "Хаббл") показал, что Вселенная гораздо больше, чем ожидалось. Учёный обнаружил, что то, что считалось вихрем газа на окраине нашей галактики, было на самом-то деле другими галактиками: одинокие "островки миров" учёные смогли заметить сквозь пустое "море" черноты. Открытие привело к рождению довольно-таки утешительной мысли: даже самый тёмный участок неба, когда мы смотрим через телескоп на него, усеян группами светящихся галактик, подобных нашему Млечному Пути.

Но есть и другой взгляд на Вселенную. Начиная с 1981 года, когда астрономы обнаружили свободное пространство — Пустоту Волопаса (Boötes void), научный мир также узнал, что Вселенная обладает своеобразными огромными пустыми холодными и абсолютно тёмными областями. И они намного больше, чем ожидалось. Таким образом, для того чтобы лучше понять Вселенную, учёным просто необходимо порой смотреть в бездну.

Пустота Волопаса (которую человек несомненно увидит, посмотрев на Волопас, созвездие "пахаря", примыкающее к Большой Медведице) является неидеальной сферой с диаметром примерно 280 миллионов световых лет.

Когда учёные впервые увидели эту пустоту, они обнаружили в ней только одну единственную галактику. С тех пор астрономы обнаружили ещё несколько десятков галактик, но на этом всё. Для сравнения отметим, что, например, Сверхскопление Девы, небольшой участок, который включает Млечный Путь, содержит в себе свыше двух тысяч галактик. Так что всего несколько десятков действительно кажутся удивительно малым количеством.

Обитатели Млечного Пути, люди могут видеть одну огромную соседнюю галактику Андромеды даже невооружённым глазом. Близость Андромеды помогла Эдвину Хабблу посмотреть на её отдельные звёзды, чтобы раскрыть истинные масштабы Вселенной.

Часто в очень больших масштабах Вселенная описывается как космическая паутина с нитями невидимой тёмной материи, "обвязывающими" светлые структуры Вселенной. Хотя, может быть, намного лучше думать об этом, как о космической пене (мыльных пузырях в ванной). В пене мыльные пузыри соприкасаются, как и скопления галактик, а между ними лежит в основном пустота.

Проблема была в том, что Пустота Волопаса слишком большая. Такие пустоты, или отверстия, растут, поскольку в их плотных оболочках (то есть по краям полости) гравитационное воздействие сильнее, чем в их центре.

И чтобы объяснить этот феномен учёные должны были дождаться 1998 года, когда была открыта тёмная энергия: "космическое давление", которое заставляет пустые регионы космоса расширяться, как если бы кто-то сразу же раздувал воздух в каждом мыльном пузыре Вселенной.

Многие астрономы считают, что эти жуткие регионы Вселенной – пустоты, могут в будущем сулить крупные открытия при их должном исследовании. Так что скорейший статистический анализ их формы мог бы помочь учёным измерить тёмную энергию, гравитацию и другие загадочные новые силы лучше, чем когда-либо прежде. Осталось только получше всмотреться в пустоту.