18.12.2008 | Культура

«Гуд бай, криза!»: художники Одессы решили ударить по кризису живописью и пофигизмом (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Сегодня в Музее современного искусства Одессы состоялась презентация арт-проекта «Гуд бай, криза!». Выставка будет открыта по 10 января, передает корреспондент ТИА «Вікна-Одеса».

Живопись против экономического коллапса, всеобщей депрессии, страха перед будущим... Такое возможно? Видимо, да. Если авторы этой живописи идут в ногу с сегодняшним днем. Даже не обязательно создавать произведения, накрепко завязанные на «кризисной тематике» — достаточно объединиться, подобрать наиболее соответствующие случаю работы, продемонстрировать неистребимый художнический и одесский оптимизм, приправленный изрядной долей здорового пофигизма.

При входе первым посетителям дарят сувенирные гривневые купюры со штампом музея, чтобы в тяжелую годину люди лишний раз почувствовали живые деньги в руках; все же не в убыток, а в сбереженье...

Кураторы проекта Сергей Кузнецов и Игорь Гусев так формулируют концепцию проекта: «Вокруг только и разговоров что о кризисе: компании разваливаются, штат сокращают, денег нет, доллар растет, гривня падает — как жить дальше? Но для современного художника такое социальное потрясение, как экономический кризис — хороший повод для работы. Наконец-то можно позабыть об изматывающем шоппинге, о громких вечерах в кабаках, о бесполезных шатаниях по заграничным городам и заняться творчеством. Тем более, что для многих художников кризис так и не наступил. Более того — он даже и не проходил. Многие с ужасом вспомнили девяностые. Если проанализировать последние два десятилетия, то две трети этого времени для большинства украинцев —экономический и политический кризис, депрессия. За год стабильности наши граждане расплачиваются тремя годами нужды. В проекте «Гуд бай, криза!» художникам остается только одно — высказать свое ироничное отношение к экономическим потрясениям. Они прощаются с кризисом, равно как и с уходящим годом: «Гуд бай, криза!», «Гуд бай, Крыса!».

Участниками проекта стали именитые художники, исповедующие принципы так называемого нового искусства. Вот Александр Ройтбурд выступает перед телекамерами со своей коронной фразой: «Побольше бы таких выставок!». Ни один мало-мальски вернисаж в девяностых не оставался без такой записи в книге отзывов, сделанной рукой патриарха. Но... видать, и впрямь кризис: по завершении телеинтервью молоденькие журналистки просят Александра назвать себя...

«Вот нужно было возвращаться в Одессу, чтобы тебе сказали: «А теперь представьтесь, пожалуйста!», — вздыхает художник… А вот нечего по Америкам да по Киевам разъезжать, когда свой зритель непуганый подрастает! Из творений Ройтбурда на выставке только масштабное полотно «Жена заводского рабочего» — очень жизнеутверждающе, дама корпулентная, в привольной позе, явно еще не прочувствовала все издержки своего положения в эпоху всемирного кризиса.

Игорь Гусев представил портрет американского киноактера Эдди Мерфи с короной, но в скафандре (вот вредно некоторым с утра до ночи смотреть телевизор). Максим Мамсиков, тот не мелочится, спорит с классиком, предлагая свой слегка «поплывший» вариант «Черного квадрата». Сергей Зарва (объекты из серии «Жестяной огонек», своеобразные иконы соц-арта в подобии окладов из жести) и Екатерина Соловьева («Поздравляю!») явно ностальгируют по советскому детству с его поздравительными открытками и журналами «Огонек». Виктор Покиданец, написав довольно-таки реалистично расходящиеся по воде круги, обошелся без названия. Анатолий Ганкевич и Сергей Кузнецов воплотили свои эротично-симпатичные фантазии в картинах «Лоно» и «Проклятый гедонизм».

Ближе всех к заявленной тематике оказался Вадим Бондаренко со своей сложносочиненной картиной «После кризиса», глядя на которую, хочется, чтобы означенный кризис чуть подзадержался, а не то придется, не приведи Господь, глядеть на мутантов под сиреневым небом. Владимир Щербак («Сон-1»), Алексей Романенко («Оптово-роздрібний обмін валют») и Александра Сулименко («Сток»), судя по минорному настроению работ, еще не готовы попрощаться с кризисом, «присутствуют в моменте».

Идея арт-проекта принадлежит Елене Правило. Надо признать, удачная и своевременная идея. Но все же хочется, чтобы данным проектом дело не закончилось, а, как в старых добрых девяностых, продолжилось произведениями, созданными «на злобу дня» и «по поводу». Увы, быстро попрощаться с кризисом не получится, так почему бы не «замутить» грандиозный арт-проект, о котором можно будет с удовольствием вспоминать лет через десяток, как сегодня о «Синдроме Кандинского» или «Фантоме Оперы»?..

Мария ГУДЫМА.

Фоторепортаж Олега ВЛАДИМИРСКОГО смотрите здесь.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки