16.10.2016 | Наука

Ученые выяснили, куда подевалась огромная часть земной коры

Около 60 миллионов лет назад произошло то, что сегодня принято считать крупнейшим столкновением в истории Земли: индостанская плита столкнулась с евразийской тектонической плитой.

Фото: NASA

Эпическая "битва" (к слову, продолжающаяся до сих пор, даже спустя миллионы лет) подарила нам горный ландшафт Гималаев. Но, согласно новому исследованию, столкновение не только направило сушу наверх, но и также опустило огромную её часть под землю.

Геофизики из Университета Чикаго использовали новые методы моделирования для оценки количества суши, которая существовала на поверхности до континентального столкновения. Основываясь на данных об общей континентальной коре, которая есть на сегодняшний день, исследователи говорят, что пропала гигантская часть двух плит.

"Мы обнаружили, что половина массы, которая была 60 миллионов лет назад, исчезла с поверхности Земли", — говорит участник исследования Микела Ингальс (Miquela Ingalls).

Учёные удивились тому, сколько континентальной коры исчезло. Но ещё более неожиданным кажется то, куда, по мнению специалистов, исчезла часть суши.

Обычно, когда тектонические плиты сталкиваются друг с другом, континентальная кора из-за своих свойств поднимается. Между тем океаническая кора, которая тоньше, но плотнее континентальной коры, обыкновенно опускается вниз, сползая в мантию Земли — в геологический слой, отделяющий поверхность планеты от её ядра.

По словам Ингальс, считалось, что континентальная кора "плавучая" и не может опуститься на мантию. Но, согласно вычислению исследователей, единственный способ объяснить уменьшение территории после столкновения континентальной массы индостанской и евразийской плит — предположить, что кора опустилась вниз.

"У нас есть значительные объёмы коры, которые исчезли из "резервуара земной коры", и единственное место, куда она могла бы направиться, – в мантию, — объясняет учёный Дэвид Роули (David Rowley). – Ранее считалось, что мантия и кора взаимодействуют друг с другом только в относительно малой степени. Новая работа предполагает, что по крайней мере в определенных обстоятельствах это не так".

В то время как результаты исследования могут вызвать некоторые споры в геофизическом обществе, учёные считают, что их гипотеза может также объяснить, почему вулканы порой извергают элементы, которые, как считается, крайне редки для мантии – свинец и уран.

Результаты исследования опубликованы в научном издании Nature Geoscience.