27.09.2016 | Наука

Разер поймал кота Шрёдингера (видео)

Американским физикам впервые удалось зафиксировать квантовое состояние кота Шрёдингера молекулы, состоящей из двух атомов йода. Исследование направлено на публикацию в журнал Physical Review Letters и доступно на сайте arXiv.org.

В Национальной ускорительной лаборатории SLAC при помощи разера (рентгеновского лазера) ученые перевели молекулу в возбужденное состояние — более высокоэнергетическое по сравнению с основным. Из полученных дифракционных картин высоких пространственного и временного разрешений смонтировали видео.

Ролик демонстрирует результат наложений двух картин — первоначального статического распределения зарядов в молекуле и возбужденной конфигурации.

Таким образом ученым впервые удалось отследить состояние кота Шрёдингера на примере внутреннего устройства молекулы, проявляющееся в одновременном нахождении системы в двух квантовых состояниях.

Кот представляет собой существо из мысленного эксперимента австрийского ученого Эрвина Шрёдингера. Животное находится в ящике, а узнать состояние кота (жив или мертв) можно, открыв емккость.

В применении к квантовой механике это означает, что процесс измерения (открытие ящика) выделяет одно из множества состояний кота (мертвое или живое). До измерения кот считается не живым и не мертвым — он находится в наложении этих состояний.