21.09.2016 | Наука

Найдена уникальная статуэтка эпохи неолита

Чатал-Хююк – одно из ключевых мест в истории человечества. Селение, основанное в 8 тысячелетии до нашей эры, находится на территории современной Турции (провинция Конья в южной Анатолии).

Мраморная женская фигурка из Чатал-Хююк

Мраморная женская фигурка из Чатал-Хююк

Неолитическое поселение Чатал-Хююк (Турция). Рога диких быков, использованные в оформлении жилища. Фото: Çatalhöyük Research Project

Неолитическое поселение Чатал-Хююк (Турция). Рога диких быков, использованные в оформлении жилища. Фото: Çatalhöyük Research Project

Его исследуют уже больше 50 лет, и каждая новая находка способна изменить представления о путях развития цивилизации.

В разные эпохи население Чатал-Хююк составляло от 5 до 10 тысяч человек – это был так называемый протогород, здесь закладывались основы городской культуры в ее современном понимании. Люди жили здесь больше двух тысяч лет и покинули свои дома около 5700 года до нашей эры, по неизвестным пока причинам.

С 1993 года раскопками в Чатал-Хююк руководит профессор Иэн Ходдер (Ian Hodder), знаменитый антрополог из Стэнфордского университета (США). За годы работы он привык к сенсационным находкам, однако найденную фигурку он сразу и без сомнений назвал уникальной.

Причин тому несколько. Фигурка высотой 17 см и весом около 1 кг вырезана из камня, местной разновидности мрамора, а не вылеплена из более типичной и простой в обращении глины. Мастерство резчика и качество исполнения поразительны. Это говорит, по меньшей мере, о значимости предмета для древних обитателей Чатал-Хююк – семейной, культурной или ритуальной. Фигурка прекрасно сохранилась и не имеет повреждений – редчайший случай для артефактов такого возраста. Точный возраст находки, впрочем, ученые только собираются выяснить: по предварительным оценкам, фигурка была создана в период с 8000 по 5500 год до нашей эры.

Если выяснится, что найденный артефакт и в самом деле старше 7500 года до н.э., его научная ценность многократно возрастет: ученым придется пересмотреть несколько устоявшихся теорий об этапах развития поселения, сообщает ZME Science.

Не менее важно установить, с какой целью древние жители Чатал-Хююк создали столь ценный предмет. Артефакт представляет собой скульптурное изображение чрезвычайно толстой женщины. Это далеко не первая подобная статуэтка, найденная в Чатал-Хююк, но интерпретация таких находок постоянно меняется.

Объяснение, казалось бы, лежит на поверхности: еще недавно пышнотелую даму сочли бы воплощением богини плодородия, богини-матери, «Великой Матери». Подобное толкование так долго было единственным, что накрепко засело в сознании широкой публики – равно как и представление о матриархате, царившем в Чатал-Хююк и других сообществах эпохи неолита.

Современные исследователи, основываясь на анализе находок, не подтверждают эту популярную теорию. «Чатал-Хююк известен широкой публике прежде всего как место поклонения богине-матери. Но за годы раскопок мы нашли очень мало доказательств существования такого культа, как не нашли и четких свидетельств в пользу матриархального устройства местного общества. Это один из старых мифов, опровергнутый современной наукой», – говорил Ходдер в одном из интервью 2009 года.

В соответствии с новейшими теориями, профессор Ходдер предлагает иное толкование: подобные фигурки могли изображать женщин-старейшин, обладавших высоким социальным статусом в местном сообществе. С матриархатом это не связано: анализ находок в Чатал-Хююк, включая человеческие останки, не выявил значимой разницы в образе жизни мужчин и женщин — по всей видимости, они были равны.

«Обвисшие груди и живот намекают на почтенный возраст женщины, что подтверждает современную интерпретацию таких изображений», – говорит Ходдер. По мнению ученых, древний скульптор воплотил в мраморе вполне земной образ, а не идеализированное тело великой богини.

Археолог Линн Мескелл (Lynn Meskell), коллега Ходдера из Стэнфордского университета, давно изучает женские статуэтки из Чатал-Хююк. Крайне маловероятно, считает она, что такие фигурки были объектами поклонения. Почти все они были найдены в мусорных кучах, словно их создавали для определенных целей, а затем просто выбрасывали. У женских фигурок, как правило, отсутствует основание – их невозможно поставить в приличествующее богиням вертикальное положение.

Линн Мескелл скорее готова предположить, что жители Чатал-Хююк поклонялись животным, а не дородным женщинам. Судя по многочисленным изображениям и художественно использованным останкам быков, леопардов, оленей и других зверей, найденных при раскопках, к представителям дикой фауны люди Чатал-Хююк испытывали особые чувства.

Однако мраморная фигурка отличается от большинства себе подобных: не только более ценным материалом, но и очевидной ритуальной значимостью. Профессор Ходдер сообщил, что артефакт нашли не в мусорной куче, а в жилом доме, в особом укрытии, под слоем песка и гипсовой плитой, вместе с осколком обсидиана (обсидиан был одним из источников благосостояния жителей Чатал-Хююк). Всё говорит о том, что фигурку оставили там намеренно – возможно, она была частью какого-то обряда.

Если так, тщательное изучение артефакта и места находки предоставит ученым новую информацию о культурной и религиозной жизни обитателей поселения. Интересно, что за все время раскопок исследователи не обнаружили в Чатал-Хююк ни общественных построек, ни культовых сооружений, без которых невозможно представить функционирование древнего города. Все найденные строения – включая те, где были найдены ритуальные предметы – оказались жилыми, то есть в них велась бытовая деятельность.

Отсутствие социальной инфраструктуры не позволяет назвать Чатал-Хююк полноценным городом, однако тысячи его обитателей организованно сосуществовали на протяжении столетий, а найденные артефакты – включая фигурки пышнотелых женщин – говорят о наличии определенных верований и связанных с ними ритуалов.

Какие это были ритуалы? Где жители Чатал-Хююк их проводили – в собственных жилищах или же в специально отведенных местах, которые пока неизвестны исследователям? Мраморная фигурка была найдена там, где местные жители обычно держали останки своих покойников: в жилом доме, в особом укрытии под «кроватью». Возможно ли, что фигурка была частью погребального обряда, посвященного главе большого семейного клана? Исследования продолжаются, теории множатся, ученые спорят друг с другом в поисках верных ответов.

ВестиRu

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки