Регби
Регби

15.09.2016 | Наука

Расшифрована христианская эпитафия с могилы еврейской женщины из древнего Египта

Трогательную и очень необычную историю женщины, умершей 1700 лет назад, рассказала каменная табличка размером с современный планшет.

Эпитафия Елены. Фото: Jaren Wilkey/BYU Photo

Эпитафия Елены. Фото: Jaren Wilkey/BYU Photo

Американский лингвист, профессор Линкольн Блумелл (Lincoln Blumell) из университета Бригама Янга, обнаружил ее в коллекции древнегреческих и коптских артефактов при университете штата Юта. Университетская библиотека получила эту коллекцию в дар от частного лица в 1989 году, но с тех пор изучением дареных артефактов никто не занимался.

Каменная табличка с вырезанными на ней греческими буквами числилась в описи как "коптская надпись, датировка – конец периода использования греческого алфавита, не ранее второго века и не позднее третьего века нашей эры".

Табличка была найдена в Египте, использованный в надписи алфавит – греческий, отсюда и возникло предположение, что артефакт – коптский.

"Мы составили такое описание и считали его верным последующие 27 лет, но мы ошиблись, – признается Луиза Пултон, куратор отдела редких книг в библиотеке университета штата Юта. – Профессор Блумелл провел тщательное исследование артефакта с потрясающим результатом. Раскрылась целая жизнь, записанная в строчках на камне".

Надпись оказалась эпитафией, посвященной женщине по имени Елена. В ней – и эпитафии, и женщине – уникально примерно всё.

Вот полный текст с каменной таблички: "В мире и благодати Ама Элене, иудейка, любящая сирот, (скончалась). Без малого 60 лет она шла по стезе милосердия и благих деяний, и была благословенна на этом пути".

Блумелл не мог не обратить внимание на два взаимоисключающих слова: иудейка и Ама – так в Египте II-III веков называли только христианских монахинь и близких к ним мирянок, выполнявших определенные функции в обществе. Вне христианского круга обращение "Ама" не использовалось.

Упоминание двух вероисповеданий в отношении одного человека – случай беспрецедентный. "Я изучил сотни древних еврейских эпитафий, но ничего даже отдаленно похожего не встречал", – рассказал Блумелл в интервью университетскому сайту.

Помимо этой уникальной особенности, короткий текст на каменной плите содержит и другую ценную информацию. Например, можно сделать вывод о присутствии евреев в Египте в 200-е годы (Блумелл датировал табличку этим временем) – период после кровавых еврейско-римских войн и восстаний II века, когда во многих провинциях Римской империи еврейская диаспора была фактически истреблена.

Жизнь Елены оказалась уникальной и с точки зрения демографической статистики. Ранее исследователи проанализировали множество надгробных надписей и выяснили среднюю продолжительность жизни женщин в Египте той эпохи: она не превышала 25 лет. Судя по тексту эпитафии, Елена дожила до 60-ти – невероятное по тем временам долголетие.

И, пожалуй, главное: "В камне увековечена добрая память, которую Елена оставила после себя, сама эпитафия – трогательная дань уважения этой женщине", – говорит Блумелл.

Ама Элене жила в то время, когда государство игнорировало осиротевших детей, никаких "социальных программ" в современном понимании не было. Однако забота частных лиц о сиротах начала восприниматься обществом как в высшей степени благородное деяние. Хронологическая связь очевидна: Елена жила во II-III веке, а помощь сиротам и вдовам – призыв, который часто встречается в Новом Завете, в то время столь же новом, как и нарождающаяся религия, христианство.

Елена была славной женщиной при жизни и обрела внезапную славу через 1700 лет после смерти. Ученые будут ломать голову над загадкой двух ее религий, а простые люди, возможно, задумаются, какую память мы собираемся оставить после себя.

Вести.Ru

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат