09.12.2008 | Культура

В Одессе - выставка картин Михаила Ларионова: вторая за сто лет (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Сегодня в Одессе открылась выставка работ известного русского художника ХХ века Михаила Ларионова, передает корреспондент телевизионного информагентства «Вікна-Одеса».

Впервые с творчеством Михаила Ларионова одесский зритель познакомился в 1911 году на втором салоне Издебского. После революции художник жил в Париже, где сейчас находятся основные его работы. Как сообщил вице-президент Всемирного-клуба одесситов Евгений Голубовский, в одесских музеях нет ни одной его картины. Шесть работ Ларионова для нынешней выставки в новом выставочном зале аукционного дома «Прекрасная эпоха» на Пушкинской предоставили коллекционеры из-за рубежа. Они впервые выставляются не только в Одессе и Украине, но вообще на территории бывшего СССР.

Михаил Ларионов (1881-1964) — русский художник. Родился в Тирасполе 22 мая (4 июня) 1881 года в семье военного фельдшера. В 1898-м поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами (его трижды исключали за художественное вольномыслие) учился до 1910-го; среди его наставников были К.А. Коровин и В.А. Серов. В 1900-м познакомился с Н.С. Гончаровой, на долгие годы ставшей его спутницей в жизни и соратницей в искусстве. Жил в Москве, летом наезжая в Тирасполь и Крым.

Уже в ранний, импрессионистический период Ларионов зарекомендовал себя как колорист жизнелюбивого склада. В 1907-1912 мастер осваивает городской изо-фольклор, перенимая приемы росписи вывески и подноса, лубка и т.д.; в духе «примитива» он пишет серию «Парикмахеры» (1907) и другие сценки провинциального быта. Входит в число основателей общества «Бубновый валет» (1910), затем, выйдя из него, организовывает выставки «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913).

В 1913 году устраивает вместе с И.М. Зданевичем и М.В. Ле-Дантю экстравагантные «футуристические прогулки» по Москве, вошедшие в число первых хэппенингов (попутно опубликовав вместе со Зданевичем манифест «Почему мы раскрашиваемся»). В том же году создает собственную систему беспредметного искусства — «лучизм», представляющий (как он указал в одноименном манифесте) «пересечения отраженных лучей различных предметов». Важным этапом авангарда явились и издания поэтов-футуристов (преимущественно А.Е. Крученых и В.В. Хлебникова), оформленные Ларионовым совместно с Гончаровой.

Приглашенный С.П. Дягилевым в его антрепризу, уехал в 1915 вместе с женой за границу, обосновавшись в 1919 в Париже. В эмиграции плодотворно работал как сценограф многих дягилевских спектаклей. В поздние годы писал воспоминания, частично опубликованные в газете «Русские новости» в 1967-1968 гг.

Умер Михаил Ларионов в Фонтене-о-Роз близ Парижа 10 мая 1964. По завещанию А.К. Томилиной (его супруги после кончины Гончаровой), значительная часть его (и Гончаровой) творческого наследия была передана Третьяковской галерее.

Фоторепортаж с открытия выставки смотрите здесь.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки