06.04.2016 | Медицина

Ученые рассказали, как организм избавляется от мертвых клеток

Американские биологи описали механизм очищения мозга от мертвых клеток: в роли санитаров выступают рецепторы в клетках иммунной системы.

По словам ученых, эти рецепторы могут предотвращать массовую гибель нервных клеток, ведущую к деменции и нарушению движений. Более подробно с результатами работы можно ознакомиться в журнале Nature.

Как правило, в подростковом возрасте уже сформировано большинство нейронов в человеческом мозге. Однако в некоторых областях мозга новые клетки продолжают расти. Появляется необходимость в специальных иммунных телах, способных избавлять мозг от мертвых клеток.

Около 20 лет назад сотрудники лаборатории под управлением Грега Лемке, одного из авторов данной работы, обнаружили в организме особые ТАМ-рецепторы. Два из них, Axl и Mer, во взаимодействии с иммунными клетками выявляют и уничтожают около 100 млрд ежедневно погибающих клеток. В ходе последнего исследования группа Лемке решила проверить, насколько активны Axl и Mer в человеческом мозге. Выяснилось, что названные рецепторы уничтожают до 10% мертвых клеток. Удалив Axl и Mer из микроглии здоровых мышей, ученые обнаружили большое количество мертвых клеток.

В ходе исследований биологи пришли к поразительным выводам: некоторые здоровые клетки поглощаются другими сразу после образования. По словам Лемке, это не критично, так как мозг производит намного больше клеток, чем требуется.

Исследователи также проверили работу Axl и Mer на примере мышей с болезнью Паркинсона. Выяснилось, что даже при отсутствии рецепторов больные мыши прожили дольше, чем те, у которых микроглия была не нарушена. Биологи предположили, что при болезнях, связанных с поражением большого количества нервных клеток, рецепторы могут не справляться с задачей.

«ГазетаРу»